В фильме Шерлок Холмс: Игра теней после смерти крон-принца Австрии, только знаменитый сыщик Шерлок Холмс остаётся твёрдо уверен в том, что имело место убийство, а расследование выводит на его главного врага - профессора Мориарти.
«Шерлок Холмс: Игра теней» - это остроумно, это стильно, красиво. В очередной раз я готов аплодировать Гаю Ричи, который создает хит за хитом, не растрачивая себя на разного рода ерунду. Почерк Ричи – это уже «+1» к любому фильму. Рекомендую к просмотру. Ожидания наверняка будут оправданы. И да, ждем продолжения!
У фильма получилось быть невероятно смешным, и при этом не стать комедией. Ему удалось показать захватывающие экшн-сцены и не превратиться в банальный боевик. «Шерлок» даже умудряется играться в драму и нагнетать саспенс, не превращаясь в заурядный триллер. Так что же это? Это нечто существующее за пределами всех этих жанров, такой себе хитрющий хамелеон, который мог появиться только после союза трех людей – Роберта Дауни мл., Джуда Лоу и, конечно, Гая Ричи.
О сэре Артуре Конан Дойле следует вообще забыть. Нынешний «Холмс» - это мощный сплав эстетики комикса и «фандоринской» эпопеи, где прекрасно уживаются засланные русские казачки и французские цыгане, гуляш из ежа и вытяжка из ослиных секреций, пластические операции и яд кураре, сверхмощное оружие суперзлодея и боевой стиль вин чун. При этом перед нами тот самый случай, когда о сценарных натяжках и условностях хочется думать в последнюю очередь.
Фильм «Шерлок Холмс: Игра Теней» больше тяготеет к бесшабашному боевику, нежели чем к изощренному и стильному детективу, несмотря на новую порцию неплохих костюмов. Так было и с первой частью, но на этот раз соотношение данных сторон ощутимо изменилось в пользу первой, что понравится не всем. Безусловно, приятно смотреть на игру талантливых актеров в образах Холмса и Ватсона, которым под силу преодолеть любые слабости сценария. Такое зрелище призвано, прежде всего, радовать глаза, а не интеллект, с чем оно вполне успешно справляется.
В общем и целом фильм смотрится неплохо - я бы даже сказал, что лучше, чем первый. Эдакая почти пародийная боевитая фантасмагория, где персонажи друг друга почему-то называют именами из Конан Дойля. Холмс старательно подкалывает Ватсона, Ватсон пытается жениться в обстановке непрекращающейся травли, Майкрофт вовсю снобирует, Мориарти делает вид, что ему очень нужно управлять этим миром, негодяи негодяйствуют, стреляют и пытаются биться на кулачках. В общем, жизнь идет.
Просмотр «Игры теней» вполне уместно сравнивать с путешествием на носу пассажирского экспресса, движущегося со стремительной скоростью по пересечённой местности где-нибудь в районе Северных Альп. Доподлинно известно, что рельсы ровные и надёжные, резких поворотов у путей не бывает, маршрут знакомый и бесчисленное множество раз объезженный, да и поезд почём зря тормозить не станет – а дух всё равно отчего-то перехватывает.
"Шерлок Холмс: Игра Теней" не так сильно бьет по мозгам и устоявшимся представлениями об интеллигентном сыщике, как первая часть, в виду двух факторов: 1. Это уже не так свежо 2. Это уже было. Иными словами, Гай Ричи, с некоторыми оговорками, повторил пройденное ранее. Но, будем опять же честными, сделал он это блестяще, не изменив самому себе
Ритчи вновь пускает в ход давно отработанные приемчики — гонит героев в цыганский табор, не без сладострастия заставляет их мериться стрелковым оружием, даже приглашает на арену нового Бориса-бритву. Тем убедительнее то, что «Игра теней» оказывается не столько бурлеском по заявкам, сколько попыткой улучшить рецептуру. Ведь если масонские мотивы это, как ни крути, последнее прибежище нерадивого сценариста, то стремительно вооружающаяся перед грядущей бойней Европа — куда более подходящая точка приложения талантов любого нормального гения дзюдо, дедукции и творческого переодевания.
Шерлок Холмс: игра теней» - в любом случае приятный подарок к Новому году от наших прокатчиков. Конечно, сюжет можно было бы сделать более захватывающим, внести еще больший простор для зрелищности – в этом отношении все же выигрывает первая часть с ее центральной мистификацией, тогда как во втором фильме главный злодей с самого начала четко обозначен и бессменен, что придает фильму никому не нужную стабильность.
Остроумный прием Гая Ритчи — плавание по мозговым волнам Холмса, будь то яростные схватки (которых в фильме восхитительно много, даже слишком) или образчики дедуктивного метода — в "Игре теней" стал главной движущей силой зрелища. Длинная и до предела напряженная сцена, в которой Ватсон пытается отправиться в свадебное путешествие, а его шафер в итоге скидывает супругу доктора с поезда, превращается в матрешку искуснейших холмсовских схем внутри схем.
Создателям необходимо было и оставить основную линию в целости, и при этом внести много новых моментов, заставляющих зрителя недоумевать о том, куда же заведет двух товарищей очередная цепочка улик. Не смотря на то, что ради всех новых идей пришлось сильно уйти от рассказов Конан-Дойла, это можно поставить картине скорее не в минус, а в плюс, ибо все проработано и продумано настолько качественно, что смотреть фильм - одно удовольствие.
Прославленный английский режиссёр не скрывает, что ему тесны законы классического детектива, сосредотачивающиеся на главном – расследовании как таковом, и с удовольствием окунается в эстетику зыбкого, динамичного, причудливого постмодернизма. Размазанная по щекам Шерлока губная помада – остаток от грима, помогшего незаметно проникнуть в купе, вызывает не такие уж странные ассоциации с Джокером, и зритель слёту прочитывает намёк: соперником Холмса выступает само воплощение разрушительного Хаоса.
Разумеется, коронная фишка большого голливудского фильма – непременное спасение мира от мегазлодея, и тут этого добра более чем навалом. Только если в первом «Шерлоке Холмсе», двухлетней давности, блестящий полусладкий дуэт Роберта Дауни-младшего и Джуда Лоу бился против лорда Блэквуда, намеревавшегося снова сделать США английской колонией, то здесь маниакально перевозбужденный сыщик, сидящий (точнее, бегающий) на листьях коки и формальдегиде, и доктор-молодожен предотвращают Первую мировую войну, которую профессор Мориарти пытался устроить еще в 1891-м – при помощи франко-германского конфликта.
После довольно блистательного первого фильма «Шерлок Холмс: Игра теней» шаг если не назад, то как минимум на месте. Пока накопленной создателями и участниками процедуры доброй воли хватает, чтобы махнуть рукой и согласиться на такое. Но только если они серьёзно насчёт этого финала, то к следующему разу им следует подготовиться основательней — на третий выпуск одного запала и зрительской доброй воли может и не хватить. Вердикт Кочерыжкина — нормальный сиквел к хорошему фильму — бодрее, шумнее, бестолковее.
«Шерлок Холмс», к счастью, предсказуемо хорош во всем остальном. Роль Мориати, к которой присматривалась целая плеяда голливудских звезд (от Брэда Питта до Гэри Олдмана), как оказалось, была не напрасно отдана малоизвестному Джареду Харрису. Когда любой другой превратил бы образ немезиды Холмса в самодовольную карикатуру, Харрис сыграл злодея с максимальной на то деликатностью — даже исполняя вслух «Форель» Шуберта, он каким-то загадочным образом умудряется выглядеть на экране не истеричкой, не идиотом, а, наоборот, единственным здоровым человеком, если и страдающим от идиотизма, то только от того, который извне.
Большая часть оставленных на сиквел линий и персонажей из первой части была либо забыта, либо бездарно выброшена за борт ещё до появления на экранах заголовка фильма. Да, череда происходящих событий теперь походит не столько на опасное расследование, сколько на набор посредственных оправданий для развязывания максимального числа экшен-сцен в как можно большем числе разнообразных локаций – словно и не фильм перед нами, а проходимый кем-то за кадром сиквел бездумного восьмибитного экшен-хита типа «Контры».
Режиссеру все труднее выдерживать темп и затыкать зияющие сценарные пробоины актерскими телами. С которыми на сей раз тоже не все гладко. Отлично смотревшийся в шкуре морского волка в «Бенджамине Баттоне» Джаред Харрис в образе злодея-интеллектуала выглядит неубедительно и нехаризматично. Лишней представляется и помощница героев, цыганка Симза в исполнении шведки Нуми Рапас, неспособной выжать из своего лица больше двух выражений. И хотя Дауни-младший по-прежнему отжигает не по-детски, ничего нового — кроме освоения мимикрии и маузера — Холмс нам не явил.
Залпы тысячи орудий разносят в щепу лес, многочисленные стволы требуют разрядки, в рапиде проплывают лица беглецов и взмывающая из-под ног земля. Мориарти стремится нагнетать напряжение, Ричи решительно его снимает. В такой гонке даже фирменный прием здешнего Холмса — просчет хода поединка с точностью до удара — пригодится лишь пару раз. Какая уж тут дедукция — успевай уворачиваться.
Операторская и «художническая» команда «Игры теней» постарались на славу; благодаря им на экране создан мир, на который приятно смотреть, «щупать глазом» (для большего удовольствия фильм нужно смотреть в цифровом формате). Ритчи, как режиссёр и как недоигравшийся в детстве пацан, с не меньшим удовольствием забавляется игрой в модерн и постмодерн. Меньше всего, на мой взгляд, ленте не повезло с драматургией — вот почему «Холмс» так быстро и забывается; а хорошие актёры вынуждены использовать весь свой потенциал для того, чтобы хоть чем-то заполнить пустоту.
Действие истерически мечется по Европе — мелькают Англия, Франция, Швейцария, но все это условности: быстрая смена пейзажей компенсируется увлечением Гая Ричи десятиминутными рапидами и стремлением взорвать все, что попадется под руку. Среди этого Холмс выглядит помятым, растерянным и как будто слегка уставшим — рубашка порвалась, лицо мокрое. Он много пьет и плохо соображает, двадцатый век начинается, и его задача — не думать, а бежать в попытке любым способом опередить врага. Даже талант подмечать любую деталь уже не несет практической пользы: новейшая модель пистолета нынче ценится выше наблюдательности, из утонченного денди Холмс превратился в хронического лузера, чье главное достоинство — в наличии самоиронии.
На картину было выделено на 35 млн. долларов больше, только заметить этого зритель вряд ли сумеет. Такое ощущение, что спецэффектов ровно столько же, как и в приквеле, разве что взрывов больше стало. Хотя с другой стороны эти взрывы стали не такими яркими, напоминают они подражание оригиналу, коим мы обозначим отправную точку - фильм «Шерлок Холмс», а не первоисточник в виде книги. К глупому Холмсу добавился ещё и... глупый Ватсон. Совершенно пропала идея о том, что все полицейские с инспектором Лестрейдом являются полными олухами.
Если в первом фильме это была чуждая пошлости романтическая дружба, то здесь Холмс и Ватсон откровенно похожи на гей-пару, настолько скучающую, что одному из партнеров нужно непременно переодеться в бабу. Но в данном случае причина такой обидной неудачи еще проще, и кроется она в том нетривиальном подходе к классическим героям, что так радовал поначалу.
Когда шахматная партия окончательно превращается в «чапаева» и с криком «ухи, ухи!» оба лупцующихся принимаются скакать по столам, ты уже банально смотришь на часы — когда эта галиматья кончится? Потому что ску-у-чно.