В фильме Орда московского митрополита вызывают для лечения ханши, которой не могут помочь даже самые искусные лекари и колдуны. Но митрополит даже не представляет, чем для него и княжества может обернуться это путешествие и выздоровление ханши.
Зрелая работа настоящего мастера адресована тем, кто устал от попкорновых фильмов, кто верит в возрождение российского кинематографа и кого по-настоящему волнует судьба и история нашей страны. Это картина о Средневековье в наших сердцах.
Не везде элементы картины состыкованы гармонично: заметно, что это первый масштабный проект Прошкина. Есть затянутости и невнятности, а иллюстративность порой берет верх над сюжетным «мясом». Но несмотря на это, картина вполне удалась. И свои награды Московского кинофестиваля за режиссуру и женскую роль она заслужила.
Что ж, режиссер отчаянно ищет способ сдержать «Орду» в рамках большого (в значении «зрелищного») кино — и в ход идет все что можно, от золоченых масок и картин монгольского упадка до поминаемой каждые пятнадцать минут дареной шубы. Другое дело, что территория, которую так и не покидает в итоге «Орда», оказывается ничьей землей. Смыслы и подтексты, Русь и Орда, вера и шарлатанство, вековые устои и аллюзии на современность (неважно, вольные ли) — все здесь размывается, стирается до полной неразличимости.
Один из лучших российских сценаристов Юрий Арабов говорит, что писал "Орду" как фильм о чуде жертвы и силе слабости, а главным героем для него, очевидно, был Алексий. Прошкин же сместил акценты, создав многофигурное полотно с несколькими центрами напряжения. По духу картина напоминает лучшие образцы китайского исторического кино
Режиссёр Андрей Прошкин и сценарист Юрий Арабов после премьерного показа картины на ММКФ подчеркнули, что не претендуют на историческую правду. Вся история, изложенная в "Орде", чистой воды художественный вымысел. Но разве это повод относиться к ней как сказке? Ключевая мысль "Орды" – чудо не случается по расписанию. Вера доказывается, проверяется и обретается через испытания, духовные и физические.
«Орда» в буквальном смысле слова превращается в совершенно другое кино – отстранённое, нейтральное историческое полотно, интересовавшееся в первую очередь мелкой моторикой древнего мироустройства, уступает место благолепному житию святого, с соответствующими поправками интонации и даже манеры съемки.
Однако приверженность фактам не стала главной движущей силой для создателей фильма, это главное, что необходимо отметить. Высокая степень творческой свободы авторов помогла им создать такое произведение, в котором художественный вымысел воздействует сильнее реализма.
Авторы "Орды" очень долго валяют давшего промашку Алексия в грязи, напускают на него полчища муравьев, заставляют собирать навоз для растопки и вообще проходить все круги ада — в этой части "Орда" несколько теряет динамику, которая связана не с православным смирением и кротостью, а прежде всего с монгольской агрессией и неукротимостью
«Орда» могла бы быть тонким и детально проработанным историческим фильмом, не стремись ее авторы так прекраснодушно высказаться о судьбах России. В нее, как известно, можно только верить, и единственный вопрос, который здесь остается, читается в остекленевших глазах заболевшего тирана — а дальше-то как быть?
От комически-жутких выяснений, кто кому будет завидовать: мертвые живым или живые мертвым, – до озарения о том, что Бог заведомо превыше всякого «толка», всякой пользы, всякой логики. И превыше всяких исторических реконструкций, само собой. Именно поэтому Прошкин-младший, принявшийся поначалу вносить в сценарий правки, внушаемые профессиональными историками, очень быстро подобное дело бросил
В целом фильм оставил не самое худшее впечатление для отечественного продукта и продемонстрировал хоть какой-то потенциал – чем не повод высказать в его сторону хотя бы какую-то поддержку?. Он не стал серьезным эпосом из-за более чем скромного сценария, но, по крайней мере, такие фильмы хоть можно смотреть без ущерба для психического здоровья.
Два часа торжества духа, борьбы, унижений, отчаяния и наконец, та самая святость на выходе. Сложное для России время ( а когда, собственно, было легко) дано через призму мучений одного человека. Ради чего, хочется спросить, мучались-то? Вместо хорошей, крепкой исторической картины, которая могла бы быть - фантазийная басня на тему бесконечно тяжелой русской судьбы.
К сожалению, «Орда» несет в массы ложное представление о православии, многократно усиленное бюджетными вложениями. Несмотря на сложности восприятия обществом современной Русской Православной Церкви, образ митрополита Алексия явно замысливался как положительный пример подлинного духовенства. Но чуда не произошло. Верующие такого героя не примут. Неверующие будут обмануты.
Тема истории Средней Азии, Чингизидов и их ига себя, конечно, не исчерпала – как и тема Древней Руси и православия. Но "Орда" не сказала обо всем этом и половины. Чуда не случилось: прилежная и амбициозная режиссура не смогла превратить скромный сценарий в эпос.