В фильме Неотразимая Тамара мы узнаем о страшненькой девушке с большим носом, которая сделала пластическую операцию и стала настоящей красавицей. После этого она приехала в деревню к своей матери, где вызвала восхищение местных жителей, влюбилась в музыканта и натворила много пикантных дел.
Не все, что выходит под брэндом «артхауса», к нему относится. Деревенская комедия-фарс «Неотразимая Тамара», безусловно, приведет в восторг самую широкую аудиторию, что исключено в случае узко артхаусных картин. Здесь есть все, что нужно современному искушенному зрителю, уставшему от той массовой голливудской продукции, которая превалирует в репертуарах кинотеатров. Дивной красоты деревенские пейзажи, герои один обаятельнее другого, современный язык, понятный даже школьнику, в сочетании с тонким ироничным юморком в духе Вуди Аллена, но несколько попроще. Еще одна неотъемлемая составляющая картины – это синтез жанров. Помимо очевидных комедии и мелодрамы, в ней улавливаются элементы детектива и фарса, черного юмора и глубокой драмы. Но всеми этими жанрами Стивен Фрирз очень непринужденно жонглирует, создавая сочную насыщенную картину, которую публика, не взирая на двухчасовой формат, смотрит на одном дыхании с первого и до последнего кадра.
Хотя формально новый фильм Стивена Фрирза поставлен на основе еженедельного комикса в The Guardian, при желании в нем можно разглядеть что угодно: от явно декларируемого парафраза классического романа Томаса Харди до инверсии известной киплинговской сказки про слоненка. Впрочем, литературный подтекст здесь, конечно, важен, но и без него, в общем-то, можно обойтись. Фрирз, которому удавалось в этой жизни, кажется, вообще все — начиная с экранизаций эпистолярных романов и заканчивая байопиком королевы Елизаветы, — на этот раз снял, пожалуй, самую злую и циничную комедию со времен «Семейки Адамсов».
Исходные данные, мягко говоря, не очень... Но за дело взялись британцы во главе со Стивеном Фрирзом и получилось невероятно смешно, с легким оттенком грусти. Парадом актерских дарований командует универсальный солдат - Стивен Фрирз. Он может как ворочать многомиллионными голливудскими бюджетами, снимая Мишель Пффайфер с Умой Турман, Джулию Робертс с Джоном Малковичем, так и заниматься независимым кино, работая с британскими актерами в свое удовольствие. При этом, каким бы проектом он не занимался – получается добротно и качественно, с долей эдакой Фрирзовости. Про свою последнюю картину маэстро отзывается так: «...это очень, очень смешной, очень сексуальный и очень современный фильм». Подписываюсь под каждым из этих пунктов.
Стивен Фрирз всегда умел точно соответствовать культурным корням своих фильмов — а в «Неотразимой Тамаре» эти корни раскидисты как никогда. Основываясь на картинках Симмондс как на режиссерской раскадровке, Фрирз сохраняет и бесстыдную литературность как бы реалистических персонажей, и безоглядную комиксность их как бы повседневных взаимодействий — достигая в итоге совершенно новаторского комического эффекта. Даже с позиции внешнего, чужого всем этим культурным наслоениям наблюдателя смотреть «Неотразимую Тамару» — светлая радость, не особо омраченная легкой затянутостью ближе к финалу.
При всех гэгах, шутках и легкости «Неотразимая Тамара», как и полагается, вышучивает прежде всего людские пороки, будь то мелочность, малодушие, похоть или страсть к таблоидам. Но только обязательное для чистоты жанра морализаторство реализуется тут так остроумно, что его просто не успеваешь заметить. У Стивена Фрирза в копилке масса удачных картин (вспомнить хотя бы «Опасные связи» или «Королеву»), и, конечно, в кинословарь он попадет не из-за «Тамары». Но раскованность, свобода и твердость руки, с которыми сделана эта очень смешная картина, просто еще разок подтвердят ему это место. И потом: не часто увидишь в кино викторианскую комедию, в которой основной движущей силой сюжета было бы стадо коров.
Смеющийся Стивен Фрирз — открытие, конечно, не ахти какое. Талант с закрытым ртом позубоскалить и свернуть в кармане фигу, так, чтобы это все увидели, подозревали за ним давно даже в самых серьезных фильмах, например, в "Королеве". Но на "Тамаре..." он, что называется, раздышался полной грудью. Прекрасно удались писатели — люди, ведущие неподвижный образ жизни, а потому чрезвычайно киногеничные, когда приходится бить соперника кулаком в лицо. И вообще, как в викторианской комедии и положено, удались все второстепенные персонажи, не отменяющие, однако, главного достижения — Джемму Артертон с накладным носом.
Всеобщими усилиями Фрирза, Симмонс и Буффини из викторианского романа Харди получился фарс в духе фривольных комедий про интеллектуалов Вуди Аллена. Но и это еще не все: «Неотразимая Тамара» – поколенческая сатира. Три поколения ведут в фильме друг с другом невидимую войну. Жена Николаса шипит на откровенные наряды Тамары, но злой гений здесь вовсе не она. Две школьницы дергают за ниточки, провоцируя драмы, ссоры и разводы при помощи компьютера и мобильного телефона. А это оружие пострашнее обтягивающих шортов.
Стивен Фрирз, как известно, любит жонглировать жанрами, предпочитая чередовать серьёзные и даже трагические произведения с кинокомедиями разных типов. Но в «Неотразимой Тамаре» выдающийся режиссёр определённо преследовал более неоднозначную и высокую цель, нежели банально вызвать у публики приступы гомерического хохота. Вернее, на протяжении почти всего повествования зритель совершенно искренне наслаждается отличным английским юмором, традиционно отличающимся интеллектуальностью и точностью социально-психологических характеристик.