В фильме Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес странный метеоритный дождь обрушивается на нашу планету. Вскоре становится ясно, что это инопланетная цивилизация пытается захватить Землю и уничтожить людей. Человечество начинает борьбу за выживание. Отряд морских пехотинцев пытается освободить Лос-Анджелес от смертоносных захватчиков.
Кино не стесняется своей сексуальной ориентации: его откровенно прёт от военных — больших и здоровенных. Режиссёр Джонатан Либесман склоняется к человеческому фактору — адреналину, тестостерону и прочим гормонам. Всё это выражается в постоянных напоминаниях морпехам, что они — морпехи и «Отступать? Чёрта с два!» Кого-то это может кольнуть в нерв, а кого-то — нет. Собственно, таковы факты. Делайте выводы, бойцы. Только не думайте долго, а то вдруг ошибочно решите, что слишком интеллектуально развиты для настолько примитивных развлечений.
Cюжет сюжетом, персонажи персонажами, а большинство зрителей идут на такие фильмы, прежде всего ради картинки. И "Битве за Лос-Анджелес" есть что продемонстрировать жаждующему зрелищ. Локальные потасовки с инопланетянами смотрятся невероятно мощно, драйвово и совсем не искусственно. Компьютерная графика не режет глаз, а уличные перестрелки не отдают второсортностью или дешевизной, скорее наоборот, впечатляют жесткостью и бескомпромиссностью. Фильм вообще воспринимается не как пустой блокбастер с веселушными взрывами и юморком, а как настоящий, серьезный военный боевик. Вот так, совсем того не ожидая, мы получили великолепный фантастический блокбастер с сильным уклоном в сторону драмы. И пускай пафоса в паре моментов было действительно многовато, но как без него обойтись воякам?. В остальном это качественный, динамичный и очень напряженный фильм, радующий как картинкой, так и сюжетом.
Фильм «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» оставил очень неоднозначные впечатления. Сказать, что он представляет собой полную муть нельзя. По правде говоря были в нем очень сильные моменты, но и хорошим фильмом его тоже назвать не получается, потому как вспомнить после просмотра решительно нечего за исключением парочки сцен.
Ура-патриотическую «Битву…» даже неловко разбирать, как нелепо препарировать дворовую драку: Либесман просто зашвырнул свою аудиторию в гущу непродуманной военной операции и отстраненно фиксирует изменения в соотношении сторон. Но при этом почему-то все равно хочется стряхивать с одежды летящую в тебя пыль некогда жилого квартала и пригибаться под плазменными вспышками И-Ти. А раз это происходит, значит вовлечение удалось и картину смело можно внести в реестр собственных guilty pleasures.
Смотреть этот пафосный бред можно разве что из-за спецэффектов, но и в этом фильме Джонатан Либесман не смог предложить ничего нового, ограничился старыми добрыми взрывающимися вертолетами и прочими багабумами разной степени тяжести. Сэкономили и на пришельцах, разработав некую усредненную концепцию роботизированных тварей, главная задача которых — как можно реже появляться в кадре. Просто так, от нечего делать, разок посмотреть можно. Картина из той категории фильмов, что не нравятся критикам, но спокойно проглатываются большинством зрителей. Так что, если есть желание поглазеть на взрывающийся вертолет и копошение в руинах Лос-Анджелеса, тогда запасайтесь покорном!
Что до общего впечатления, то кажется, что фильм всё-таки снял Майкл Бэй, только Майкл Бэй, у которого отобрали человекоподобных роботов, зато всучили нечеловекоподобных инопланетян. А ещё запретили пихать в кадр подростков и их подружек и наказали каждую перестрелку тянуть минимум полчаса, потому что иначе никаких сценариев не напасёшься. Тем не менее, при всём перечисленном — и однообразии, и некотором количестве всё-таки просочившейся героической клюквы — и с вот таким финалом, перед нами ни разу не «Монстры», и ни в коем случае не «Скайлайн». Но ожидания были всё-таки на пару градусов выше. Повод ли это для расстройства? И да, и нет, потому что с тем же успехом могло быть — гораздо хуже. Но могло быть и лучше.
Конечно, сначала и для персонажей, и для зрителей высадка ограниченного космического контингента несет в себе некий бодрящий элемент новизны, хотя тяга американцев кинематографически уничтожать собственные мегаполисы самыми извращенными способами уже должна была бы всех приучить к будничности подобных спектаклей. Однако довольно быстро участники действа свыкаются с новой оперативной обстановкой, особенно после торжественного акта вскрытия подстреленного пришельца.
Вдохновение накрыло Либесмана с такой силой, что его битва за Лос-Анджелес превратилась почти в битву за Сталинград. В огне и дыму, отстаивая каждый дом, скользкие твари и морпехи США убивают друг друга совершенно неутомимо. А если добавить, что и «Повелителя бури» Либесман смотрел, и «Район № 9», то грязная, затянутая пороховой гарью картинка передает ощущение чудовищного бардака, в который моментально скатывается война в городе, очень достоверно. При этом болезненная ярость, в которую фильм поверг кинокритиков, имеет под собой вполне солидные основания: «Битва за Лос-Анджелес» оказалась безупречно идиотской. Раздражающе быстрое превращение картины в промошоу морской пехоты США выглядит так, будто фильм вписан в пиар-бюджет Минобороны, и на этом фоне невероятная любезность инопланетян, использующих для колонизации планеты исключительно стрелковое оружие (никаких мегабомб), уже кажется почти осмысленной.
И правда - уникальное кинцо. Интересная попытка заштамповать всеми штампами ужасную штамповку, а потом ее поместить поверх другой штамповки - совершенно отличного (в смысле, иного) жанра. "Битва за Лос-Анджелес" снята как совершенно типовая, до отвращения пафосная и достаточно бездарная военная драма. Режиссер Либесман постарался туда вкрутить абсолютно все, что он где-то когда-то видел у других режиссеров, а сценарист Бертолини снабдил персонажей самыми дуболомными текстами. Но это само по себе не особо страшно - мало ли снимается пафосных военных или каких-нибудь еще драм? Самый прикол заключается в том, что Либесман весь этот военный пафос поместил в рамки достаточно разухабистой ненаучной фантастики. Экхарт играет тут отлично. На все сто. И от его игры временами проявляется самая настоящая военная драма - несмотря ни на дебильные диалоги, ни на смешных инопланетных чебурашков. А потому что реально классный актер. И никакие Либесманы с Бертолини с этим ничего поделать не могут!
Иронизировать и саркастически описывать события можно на примере любой сцены из данного кинопроизведения. Создатели, идя по самой проторенной дорожке производства фантастического экшена, даже не потрудились придумать убедительный образ инопланетных захватчиков, разработать их «легенду», мифологию. Теперь уже понятно – и об этом не напишет только ленивый, что если фантастический и всеми обруганный «Скайлайн», снятый за $10 млн., заработал в пять раз больше, то «Битве…», у которой (из-за размаха рекламной кампании) поклонников-фанатов мира «Sci-fi» все же окажется больше, подобный подвиг вряд ли удастся повторить. В жанре, где по-серьезному все уже сказал Спилберг своей «Войной миров», а со смехом – Тим Бертон в «Марс атакует!», трудно противопоставить что-то действительно стоящее и конкурентоспособное.
Рассматривать «Инопланетное вторжение» как самостоятельное произведение, в принципе, бессмысленно из-за практически пародийной предсказуемости. Самые раздражающие штампы 90-х подаются здесь при помощи всех уже приевшихся приемов нулевых. Ожидать оригинальности от то ли пятерки, то ли шестерки главных героев тоже не приходится. Впрочем, ладно, можно найти много ответов на вопрос, почему дорогущий, пусть и не трехмерный, экшн про вторжение инопланетян получился таким нестерпимо скучным. Скорее всего, главная причина – режиссер Джонатан Либесман, специализировавшийся до этого на проходных камерных ужастиках. Разговор короткий – человек просто не знал, как это делается. Вот такой конфуз.
К тому времени, когда у них пехотинцев с инопланетянами все только начнется, голова от постоянно дергающейся камеры уже будет кружиться так, что поскорее бы закончилось. На зависть Тони Скотту, любящему эффект "задыхающейся" камеры, в "Битве за Лос-Анджелес" все выглядит так, как если бы у оператора во время съемки был затяжной эпилептический приступ. Впрочем, по-настоящему дурно становится именно после того, как вестибулярный аппарат наконец синхронизиуется с происходящим на экране: дело в том, что любая попытка это происходящая осмыслить приводит к головокружению уже, так сказать, экзистенциального порядка. И вызывает массу ненужных вопросов. Так или иначе, все получилось настолько громко, бессмысленно и безобразно, что к концу фильма утрачивает актуальность даже самый главный вопрос о том, почему же именно Лос-Анджелес оказывается на пути инопланетян самым последним рубежом?
«Битва» умеет работать ровно в трёх регистрах - неловкой экспозиции, оглушительной мясорубки и хамского давления на жалость самыми примитивными приёмами (детьми, смертями, зачитыванием присяги, иногда одновременно). Мясорубка поначалу немного берёт за горло чистой силой напора - но становится чем дальше, тем монотонней. Стремясь засунуть зрителя прямо на передовую, поставить бок о бок с дезориентированными и загнанными превосходящим их численностью непонятным врагом морпехами, Либесман неожиданно охотно жертвует дико важной для военного фильма вещью - осмысленной картиной боевых действий. Такая вот вырисовывается у нас картина в фильме «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес». Неловкая и предсказуемая. Монотонная и невнятная. Неприятная и циничная. Ненужная, в конечном итоге, вообще никому.