"Игла. Remix" дополнена новыми сценами, многое проясняющими. Актеры Мамонов и Баширов сыграли в них старыми - благодаря чему их образы на экране стали более многомерными и метафоричными. На фоне них, прыгающих из юности в старость, вечно молодой Цой кажется танцующим богом. В обновленной "Игле" много дорисовали, доиграли и допели; кое-что поменяли местами. Благодаря ремастерингу сюжет фильма - где-то почти психоделический - стал намного стройнее и четче.
Александр Баширов и Петр Мамонов, которым фильм «Игла» когда-то открыл дорогу в большое кино, вернулись, чтобы явить нам новые грани своих героев. Причем Баширов выглядит в кадре так, как будто и не было этих 20-ти лет! А вот, мягко говоря, очень изменившийся с тех пор Мамонов смотрится, конечно, странновато... Но в общем стилистическом решении даже этот явный диссонанс глаз не режет. Спешу успокоить напуганных слухами: никакого 3D-двойника Цоя в фильме нет! И никакого дублера тоже: в роли Моро — только Виктор Цой. А неснятые эпизоды с участием Моро либо представляют собой рисованные комиксы, либо виртуозно смонтированы из кадров более раннего фильма Нугманова — «Йя-хха!» И смотрится все это как единое повествование, с обретением ясности не утратившее ни увлекательности сюжета, ни глубины смысла. И реально щемит в груди при появлении на экране Роберта Цоя, отца Виктора, — в роли отца Моро, который вместе с младшей дочкой ждет и надеется, что сын вернется домой...
Стилистически все это ужасно похоже на недавнюю «Ассу-2»: спустя двадцать лет снова встретились в одной точке два главных фильма перестройки, Шурик и Спартак, Цой и Цой, Соловьев и его ученик Нугманов. И ощущения вызывают примерно одинаковые. Вроде и с любовью сделано. А вроде и кто ж любовь ремикширует. Поезд ушел, монетки кончились.
Несомненно, некоторые мелкие ремарки — вроде cерфа «Messer Сhups», хулигански пририсованных мух, подмонтированных атомных грибов и монолога Петра Николаевича Мамонова об опасностях алкоголизма — только украсили обновленную «Иглу». Но кривоватые графические вставки, заменяющие кадры с покойным Цоем? Несколько доснятых «поясняющих» эпизодов (на самом деле ничего интересного из них мы не узнаем)? Зачем это? Такие инновации только усиливают ностальгическое очарование исходной «Иглы». Не скажу за траву и колбасу, но кино раньше точно было лучше.
Нугманов говорит, что в новой версии хотел ответить на все вопросы, которыми засыпали его зрители все эти 20 лет, прояснить недоговоренности, доснять то, что тогда снять не удалось. В результате, правда, все полтора часа складывается ощущение, будто работники кинотеатра издеваются над каждым зрителем лично: рисуют на пленке всякие глупости, болтают ерунду и превращают Цоя в героя манги. Супергерой (какое бы трико на нем ни было) – фигура всегда очевидно титаническая (или в нашем случае лучше сказать «богатырская»?), и Нугманов осознанно сбил в новой версии весь пафос, тем самым лишь доказав его верность и точность. Остается только надеяться, что новая «Игла» станет не просто еще одним поминальным актом, но освежит в памяти отечественных кинематографистов, какие герои заслуживают почетных ремиксов, а какие не очень.
Главное про новую версию «Иглы» Рашида Нугманова, к сожалению, понятно еще до просмотра. Точнее, непонятно. Вот эта «Игла. Remix» сейчас для кого и зачем? «Игла», как и «Асса», — кино полузабытой, почти легендарной страны, которая существовала во времени между уже фактически мертвым СССР и тем еще непонятным, что возникло потом на его месте. И вот к этой истории и к этому удивительному пространству-времени дорисовали какие-то цветные картинки.