В фильме Голодные игры в далёком будущем жестокие государственные правители устраивают игры на выживание среди детей-подростков. Знакомым и дружащим с детства Питу и Китнисс выпадает жребий участия и теперь они должны сражаться против друг друга и иных участников.
Зарубите себе на каком-нибудь видном месте: никто в «Голодных играх» не гнался за красотой экшена. Этой красоте, собственно, даже неоткуда взяться: главная героиня — неплохо обращающаяся с луком охотница, а герой — пекарь и мастер маскировки. Основные кинематографические силы были брошены на адекватную передачу месседжа и создание атмосферы.
Схема, по которой построены книга и фильм, лично мне кажется малореалистичной: концепция Голодных игр должна лишь подстрекать угнетенные окраины к бунту — политика экономического закабаления с подкупом местных элит была бы очевидно эффективнее. Но даже с такой неправдоподобной основой (и периодически страдающим эпилепсией оператором) кино производит приятное впечатление.
Как видим, режиссер Гэри Росс постарался на славу. Осталось только выяснить, можно ли что-то сказать против его интерпретации этой весьма популярной книги? И хотелось бы сказать что-то, да нельзя. Все вопросы по поводу банальностей и чересчур подростково ориентированных моментов – к первоисточнику Сьюзанн Коллинз и небольшому бюджету, Гэри Росс выжал из этого материала чуть ли не максимум. Это касается как дипломатичного подхода к гладиаторской составляющей (хотелось больше красочных нецензурированных схваток!) – сглаживающее влияние «PG-13» здесь ощущается невооруженным глазом :( , так и намеков на сделку с совестью, на которую, несомненно, пошла Сьюзанн.
Как талантливый ремесленник, отработал режиссер Гэри Росс, отметившийся до этого всего двумя работами, но зато какими – «Плезантвилль» (1998) и «Фаворит» (2003). Из этой истории он выжимает максимум, пытаясь придать всему происходящему глубину и смысл, погружая зрителя в созданный им мир. Но при всех достоинствах проделанной режиссером работы, никуда не деться от ощущения тотальной вторичности картины.
"Голодные игры" – это, конечно, не "Кинособытие года" (Бэйн с командой Мстителей тихонько хихикают в гостях у Бильбо на борту "Прометея"), как его позиционировали создатели. Но факт в том, что этот фильм – редкое, почти уникальное сочетание ориентированной на подростков оболочки с сильной и универсальной начинкой.
Подводя некий итог всему выше сказанному, хочется отметить, что в ряде минусов оказалось намного меньше плюсов, поэтому «Голодные игры» всенепременно понравятся поклонникам произведения и тем, кто с ним ещё не был знаком, а кинематограф получил ещё одну историю в стиле двух долгожителей. Каких? «Гарри Поттер», «Сумерки»… смотрите «Голодные игры» в российском прокате с 22 февраля.
Дональд Сазерленд, воплотивший здесь это изумительное сочетание патриархального обаяния и абсолютной безжалостности, вместе с Вуди Харрельсоном и Стэнли Туччи составляет в «Голодных играх» тот триумвират, без преувеличения, великих актеров, которые, собственно, окончательно удостоверяют неотменимость происходящего, выстроенную по классическим оруэлловским законам.
Уйти с фильма, в котором есть Стэнли Туччи, по определению затруднительно, а в "Голодных играх" кроме подростков разной степени противности, подлости и агрессивности есть еще несколько приятных взрослых людей: седобородый диктатор (Дональд Сазерленд), благодушно разглагольствующий о том, что сильнее, страх или надежда, а главное — наставник юной героини, победитель одной из прошлых "Голодных игр", которого играет Вуди Харрельсон. Этот циничный алкоголик ничему практическому не может научить, зато формирует правильное мировоззрение и подводит к философскому пониманию мира как телешоу, где, чтобы выжить и победить всех конкурентов, надо понравиться самому главному Зрителю там, наверху, который постоянно меняет правила игры без предупреждения.
Недурно сделанный, энергичный и внятный блокбастер — который был бы сильно краше, если бы не пытался замахиваться на вопросы, на которые у него полностью отсутствуют хоть сколько-нибудь глубокие и интересные ответы
Для фильма, ориентированного на девочек-подростков, «Голодные игры» вообще на удивление злы и бескомпромиссны. За это, пожалуй, стоит поблагодарить Тома Стерна — учиненную в книге кровавую вакханалию бессменный оператор Клинта Иствуда умело и непринужденно держит в расфокусе, каждый раз очень тактично и вовремя отводя камеру от разорванных кровоточащих ран. То, что благодаря талантливейшему Стерну авторы фильма выйдут из неудобного положения, когда необходимо следовать букве жестокого романа, но не выходить при этом за рамки детского рейтинга, было понятно сразу.
На что потратили стомиллионный бюджет, можно только гадать. Редкие кадры выстроенного на компьютере Капитолия напоминают в лучшем случае бессоновский "Пятый элемент" пятнадцатилетней давности, а все лесные сцены снимались, похоже, на одной и той же опушке. Но благодаря главной героине картине хочется простить и это.
16-летняя Китнисс Эвердин (Дженнифер Лоуренс) становится героиней любовного треугольника. Ее с детства влечет к другу и напарнику Гейлу (Лиам Хемсворт), с которым она вместе росла в 12-м дистрикте, а на арене Голодных игр ей приходится бороться за выживание вместе с Питом (Джош Хатчерсон). Так же как и Скарлетт в классической мелодраме, девочка внушает себе, что любит одного мальчика, в то время как события всякий раз подталкивают ее к другому, которого она дичится, и этого второго она отвергает раз от раза — вот и повод для бесконечного любовного томления почище, чем в "сумеречной саге".
Словом, это, кажется, первый потенциальный хит для детей и юношества, который заставляет вспоминать «1984» и «Дивный новый мир», а не только сентиментальную тягомотину о непреодолимом девичьем томлении.
Большой трагедии в подобной редактуре нет — произведение Коллинз написано отнюдь не безупречно и стало феноменом, пожалуй, исключительно благодаря потрясающей идее. Можно было бы возмутиться, скорее, до предела сниженному градусу насилия, но его фактического отсутствия просто не замечаешь. Детей все так же убивают, и чтобы от этого стало не по себе, не обязательно лицезреть размозженную черепушку. А стоит режиссеру посильнее дернуть за веревочки (включить гробовую тишину или судорожно потрясти камерой в решающий момент), как к горлу натурально подкатывает комок.
Ну да хватит ругаться — смотреть этот фильм можно, он не напрягает, не отталкивает. Конечно, приходится полностью отключить мозг и не думать о том, что все герои, кроме главной дьявольски хитрой девочки, тупы и глупы. Тут даже речь идет не о том, чтобы орать каждую минуту «это же бред!», а о том, что подвергать хоть какому-то анализу происходящее на экране глупо. Точно так же можно пытаться разбирать по косточкам киносериал «Сумерки» — занятие бессмысленное и беспощадное. Вердикт: девочкино кино, худшее, что могло произойти с «Королевской битвой». Поклонникам «Сумерек» очень понравится, что подтверждают цифры кинопрокатных сборов.
Поверьте, моментов, после которых и у вас возникнут вопросы, достаточно. Все пересказывать не буду. В целом, история интересная, атмосфера передана здорово, но что-то в этом фильме не так… Что-то, явно мешающие написать «зеленую» рецензию. Эффект предсказуемости не покидал до последнего. Ну так нельзя, я ведь даже книгу не читал. А что было бы, если бы я прочел книгу? Кстати, как сказала мне сестра, которая всю эту историю полностью прочла, в фильме есть расхождения, которые выглядят странновато, хотя в книге – вполне вразумительно.
Суровая девушка старается (напоминая о сильной роли молодой актрисы в сандэнсовской драме «Зимняя кость»), а прильнувшие к экранам жители Капитолия подыгрывают нескладному пасторальному дуэту следопытки и свинопаса. Выходит не слишком убедительно, но спишем это на дефицит чувственности, вероятно мучающий ряженных в кислотных цветов наряды горожан. В итоге и для социальной критики, и для рейтингового телешоу получается чересчур вегетарианское зрелище.
Пожалуй, у аудитории все тех же «Сумерек» фильм наверняка пойдет на «ура!» и даже возродит моду на своего рода арбалетную фантастику (где-то невдалеке маячит частично схожая по сеттингу «Белоснежка и охотник»), ведь и экранизация Майер ценна не в последнюю очередь тем, что в свое время помогла заново расцвести полузабытому вампирского жанру. В конце концов, в активе «Голодных игр» есть приятные лица молодых актеров, удачные шутки, легкое пульсирование первых юношеских чувств.
Гораздо хуже, что, проскучав первую половину повествования, изрядно разочаровываешься, знакомясь с «захватывающим» противостоянием Кэтнисс другим трибутам. Схватка сводится к веренице несчастных случаев, в которые оппоненты девушки вовлекаются (большей частью – по собственной неосмотрительности), в то время как ей самой несказанно везёт. Комментарии «экспертов» в прямом телеэфире, как водится, расставляют все точки на «i», доказывая, что на фоне таких интеллектуалов и эксцентричный Хэймич покажется неглупым человеком…
Смотреть за тем, как герои борются за жизнь, перерезая друг другу глотки достаточно интересно, но лишь до поры до времени, пока за дело не взялись особо "одарённые" сценаристы. Не знаю как другим, но у меня было ощущение, будто сценарий писали по ходу пьесы. Начнём с самого простого. Объясните мне недалёкому, зачем героям было объединяться в группы, если выжить должен был только один? Вот-вот, я тоже не понимаю. А эпизод с обнаружением Китнисс? Главную героиню загнали на дерево и вместо того, чтобы её благополучно убить, другие участники, пустив пару неточных стрел, ложатся спать! Ну что за бред? И почему Пит, находившийся в шайке "головорезов" не убил их пока те спали? Вопросы, вопросы.
Первые пятнадцать минут «Голодных игр» почти покадрово цитируют «1984» Майкла Редфорда, только с детьми вместо рассерженных горожан. На смену ненависти приходит недоумение, возрастающее с внезапным переходом из детского кошмара в смесь воннегутовских фантазий, виммеровского «Ультрафиолета» и десятка релевантных антиутопий про то, как в похожем на больницу мире пара заговорщиков отстаивают либеральные идеи. Все это было бы страшно увлекательно, если бы в руках режиссера Росса (автора «Плезантвиля» и «Фаворита») «Голодные игры» не были так похожи на димедроловую галлюцинацию, ко второму часу предсказуемо проваливающуюся куда-то на территорию «Сумерек».
К сожалению, режиссер не смог передать напряжения, не заставил стиснуть зубы или пустить слезу. Хотя, сюжет к этому располагал. Герои не полюбились, а враги не возненавиделись. Целый час на экране шла борьба на выживание, а зритель увидел два с половиной смазанных поединка. Экшена было столько же, сколько в отечественной сказке про Буратино. Куда ушел стомиллионный бюджет вообще непонятно. В «Голодных играх» нет сногсшибательной компьютерной графики, сумасшедших спецэффектов, массовых батальных сцен.
Не уцепиться, по большому счёту, и за сами Игры, в которых даже первая сцена резни, снятая на последнем возможном пределе рейтинга PG-13, не производит необходимого впечатления, и в дальнейшем захватывать и держать вас в напряжении более чем на пару-тройку минут никто не собирается, предпочитая разбавлять повествование проваленными флэшбэками и философствованием Дональда Сазерленда во время прогулок по садам.