В фильме Гарри Поттер и Дары смерти Волан-де-Морт становится всё могущественнее. При помощи Пожирателей Смерти ему удалось подчинить себе Министерство Магии и Хогвартс, и он бросает все силы на поиски Гарри Поттера. В это время Гарри, Гермиона и Рон пытаются закончит труд Дамблдора и найти Крестражи, чтобы победить тёмного мага. Но всё чаще Гарри сталкивается с легендой о Дарах смерти, которые могут принести Волан-де-Морту абсолютную власть. Близится последняя битва с врагом.
В седьмой части ощутима крепкая режиссерская рука Йейтса, нащупавшая точку соприкосновения литературного и киноматериала. Книга «Гарри Поттер и Дары смерти» полна подробных описаний того, что переживают герои. На экране все это, как и положено, передают мимика и жесты актеров. В седьмой части троица Рэдклифф, Уотсон, Гринт впервые продемонстрировали свое умение играть, точно исполняя поставленные перед ними задачи. В самом начале фильма зрителей ждет очень сильный с точки зрения эмоциональной напряженности эпизод, которого не было в книге, – сцена, как Гермиона навсегда покидает родительский дом. И этот момент – серьезная заявка Дэвида Йейтса на то, что на протяжении всей картины он не даст поклонникам франшизы продыху от гнетущего ощущения отчаяния и страха. Заявка, которую он уверенно реализует на протяжении ста сорока шести минут экранного времени. «Дары смерти» – настоящий мистический триллер с элементами хоррора. Недаром фильм еще до премьеры окрестили самой страшной частью франшизы из уже вышедших на экран.
Даже несмотря на вопиющее буквоедство авторов, решивших размазать финальную книгу на две неоправданно длиннющие серии, чтобы угодить вечно недовольным поклонникам литературного первоисточника, стоит отметить, что смотрятся «Дары Смерти» не без интереса. «Взрослый» актерский состав по-прежнему бесподобен; колдовской инструментарий у мастеров по спецэффектам — как никогда выразителен; да и неожиданная мультипликационная вставка, подробно разъясняющая название ленты, сделана в тех самых лучших традициях Тима Бертона, что никак не может не радовать.
"Дары смерти" вообще ничем не отличаются от пятой серии (или первой, снятой Дэвидом Йейтсом) "Гарри Поттера". Снова вместо погружений в прошлое и душевних терзаний Гарри, на этот раз узнавшего о темной стороне своего учителя, отношения между подростками и красочные спецэффекты. Критиковать Йейтса бессмысленно, это идеальное кино для похода в кинотеатр с кем угодно. И если Роулинг, которая следит за всем, что связано с ее детищем, стремилась именно к этому - то лучшей экранизации "Гарри Поттера" и не придумать.
Перед финальной частью поттерианы встал неизбежный вопрос — кто ее аудитория. Она для детей, обожающих книжки Роулинг, и их родителей-страдальцев? Пожалуй, нет: «Дары смерти» – один из самых страшных фильмов серии и граничит с взрослым хоррором. Для взрослых? Отчасти — поэтому «Дары смерти» иногда превращаются в экшен-боевик, а в энергичной сцене погони по Лондону Гарри напоминает уже не малолетнего волшебника, а магического Джеймса Бонда. Вероятно, поттериана могла пойти по старому пути семейно-приключенческих фильмов, какими были «Назад в будущее», «Бесконечная история» или «Джуманджи», но на кон было поставлено слишком многое, чтобы рисковать.
Значительная часть «полседьмого» «Гарри Поттера» построена на фокусах с трансформацией персонажей, которые норовят обмануть врага, притворившись кем-то другим. К сожалению, эти увлекательные события занимают максимум час из двух с половиной, а все оставшееся экранное время герои ищут крестражи на фоне живописных фотообоев, изображающих зимний лес, суровые скалы и иные красивые капризы природы. Хорошо, что эти эпизоды темноваты и не очень шумны. Что касается заявленных в названии «даров смерти», то им посвящен вставной мульфильм, неожиданно выразительный и свободный, стилистически напоминающий работы Тима Бёртона. Что не снимает вопроса крайней бессмысленности самих даров, функционально дублирующих крестражи. Так что «дарами смерти» их назови или «чемоданчиками здоровья» — разницы совершенно никакой. Хотя в этом режиссер Дэвид Йейтс уж вовсе не виноват: что Роулинг сочинила, то он прилежно и экранизирует. А для миллионов фанатов это главная режиссерская добродетель.
В основном, троица главных героев тратит 146 минут экранного времени на выяснение отношений и тормозит при каждом удобном случае. А удобные случаи представляются постоянно, учитывая беззаветную любовь Йейтса к затянутым планам и неумение снимать «боевку». И хотя он отменно создает нужную атмосферу отчаяния и декаданса, заполнить ее саспенсом не в состоянии. Вместо накала эмоций зритель получает ленивый английский сплин. И нужно быть ну очень фанатичным поклонником «поттерианы», чтобы это не вызывало раздражения. Как обычно, Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон и, в меньшей степени, Руперт Гринт играют средне. Хотя, конечно, уже пообтерлись в шоу-бизнесе и порой выдают нюансы, ранее им не свойственные. Предсказуемо на высоте спецэффекты. Правда, по-настоящему масштабные магические фейерверки мы увидим лишь в восьмой части, где грядет битва за Хогвартс. Только вот стоит ли надеяться на взрывной финал, учитывая скромные таланты режиссера? Хороший вопрос. На который, к сожалению, весьма вероятен плохой ответ...
Дэвид Йейтс, поставивший самую лучшую («Гарри Поттер и Орден Феникса») и самую худшую («Гарри Поттер и Принц-полукровка») серии поттерианы, решил наконец выбрать золотую середину и снять нечто компромиссное между бурлением готического ужаса и по-диккенсовски обезвреженным, то есть подогнанным аккурат под рейтинг PG-13, бурлением юношеских гормонов. Сказано – сделано. С одной стороны, конечно, зрителя еще пуще гнетет сифилитический лик местного, роулинговского князя тьмы, буравит недобрым взглядом и попугивает разверстой змеиной пастью. Зато с другой стороны – всё по-прежнему довольно мило и комфортабельно, с безвредными шуточками и уютными магическими фокусами. Атмосферу относительного комфорта Йейтс умудряется соблюсти даже вопреки тому, что сюжет отчаянно загребает в бурное и, по существу, бесконтрольное море антиутопии.
Нет, поймите правильно — «Дары смерти» пронизаны подходящей финальной части такой большой эпопеи мрачностью, и в них временами случаются моменты чистого киношного волшебства. Да и Йейтс при всех озвученных недостатках из последних сил старается держать ритм — в тот момент, когда впервые тянет глянуть на часы, фильм уже заканчивается. Но всё равно — на первых «Дарах смерти» трудно отделаться от ощущения, что это фильм, созданный для просмотра в очень специфических условиях.
В «Дарах смерти», поставленных Дэвидом Йетсом, все вроде бы на месте — погони на метлах, дуэли на волшебных палочках и затягивающая внутрь кадра мрачная атмосфера надвигающегося конца света. Но когда Гарри, Рон или Гермиона открывают рот, то начинают нести такие несусветные глупости, что самые ударные моменты вдруг начинают напоминать Монти Пайтона (большая часть карьеры режиссера Йетса как раз прошла на ТВ). И тогда все встает на свои места — перед нами на самом деле разыгрывают комедию.
В седьмом "Поттере" давно прозванный ремесленником Дэвид Йейтс привычно следует букве романа и также привычно не справляется: зрители тонут в хаосе событий, с ностальгией вспоминают "Орден Феникса" — и только Рэйф Файнс по-прежнему прекрасен. Главная проблема "Даров", это, скорее, перекосившаяся система приоритетов: постановщики столь усердно работали на динамику и зрелищность, что важная для Роулинг рефлексия — а книжка, если подумать, была не столько о поисках крестражей, сколько о поисках себя — абсолютно затерялась в качественном, но механическом экшне. В целом же вполне очевидно, что ни одна из предъявленных претензий не в состоянии отвадить фанатов от просмотра второй части. Пора признать, что запущенная почти десятилетие назад франшиза давно существует по собственным законам мультикультурного феномена, неуязвимым для критики и аналитики.
К первой половине экранизации седьмой книги Дж.К. Роулинг можно предъявить массу претензий — в принципе, тех же самых, что и к предыдущим фильмам про Поттера, поставленным режиссером Дейвидом Йейтсом. Весь грандиозный механизм франшизы продолжает работать на производство более или менее живописных иллюстраций к книгам, не перерабатывая их в осмысленное произведение кинематографа. Финалы сцен повисают в воздухе, мотивы действий ясны только посвященным, герои говорят в пустоту, как будто зачитывая соответствующие места из Роулинг, а спецэффекты качественны, но присутствуют явно для галочки — «ну вот, и это мы вам показали».
Кинематографически "Дары смерти" - кажется, самая большая неудача в серии про Гарри Поттера. Это вдвойне обидно, так как фильм - первая серия завершающей дилогии, и хотелось увидеть в нем мощный запал, одну из главных премьер года и настоящую драматику. Увы, единственное, что есть настоящего в "Гарри Поттере и Дарах смерти" - неловкий танец Гарри с Гермионой, в котором на мгновенье в ребятах промелькнула живая искренность. Увы, дальше они снова стали похожи на свои деревянные палочки.
Разговоры и пейзажи, конечно же, не портят атмосферу мрачности и неизбежности. Мрачности и неизбежности просто-напросто нет, зато в избытке серая тоска. Вот только чтобы почувствовать её на себе, не обязательно покупать билет на «Дары смерти» — можно попробовать провести выходные поздней осенью в Санкт-Петербурге, ощущения примерно одинаковые. Скуку можно было бы разбавить действием, но его в фильме катастрофически мало, а когда всё-таки есть, камера становится одержима духом Павладеруминова. По общим впечатлениям опыт предпоследнего «Гарри Поттера» больше напоминает приём у дантиста, экономящего на анестезии, и откровенно напрашивается на упоминание в каком-нибудь широко известном списке. Вы не в курсе, казни египетские ещё можно дополнить?
Там, где Роулинг не знала, о чём писать, а потому выписывала атмосферные провисания в стиле, допустим, «Американских богов» Геймана, кем-то уважаемый режиссёр ничего не выписывает и с клинической топорностью и занудностью снимает диалоги да всякие мелочи для фанатов. Растянутый хронометраж не развязал ему руки, предоставив раскрыть персонажей и придать повествованию ровность — он лишь ярко показал, что Йейтсу нечего сказать и показать. Уже не скомканная иллюстрация, а затянутый дорогостоящий трэш, в котором сборище талантов пытаются чего-то делать, плохо понимая, что именно от них хотят. В то время как от святой троицы требуют лишь усиленно отращивать щетину да позировать для разукрашенного софт-порно. Одно лишь радует — спустя полгода это безобразие, наконец, закончится.