Фильм Черная молния расскажет нам про парня, студента обычного столичного ВУЗа, которому отец подарил старенькую Волгу, но, как оказалось, не простую, а летающую. Очень скоро жизнь юноши меняется, и он становится борцом с преступностью - летающим правосудием. Но его успехи не остались незамеченными, и у Черной молнии появляется опасный соперник.
"Черная молния" - первоклассное новогоднее кино. И хотя фильм словно снят по ненаписанному комиксу, сюжет в котором простецкий и местами дурацкий - со злодеем, залежью алмазов под Москвой - в нем очень ярко выписаны темы любви и доброты. И эта почти забытая в нашем кино "старомодная" сентиментальность "Черной молнии" проникает прямо в сердце, увеличивая в нем мощность самых светлых чувств - как фантастический "мотор" летающей "Волги". К новогоднему блокбастеру, снятому Киселевым и Войтинским, есть немало вопросов. Эти двое режиссеров, конечно, попроще Бекмамбетова - где у него самобытность, у них - повторы голливудских приемов; где у него глубина неоднозначности, у них - простой шаблон "добро/зло". Второй недостаток "Черной молнии" - крайняя наивность героев. Но все эти претензии гаснут по сравнению с той главной темой, на которую - "Черная молния". "Черная молния" просто транслирует в кинозал любовь – и благодаря ей каждый сможет подняться, окрыленный чувством, которое сильнее нано-катализатора.
Это лента, созданная для удовольствия, которое получаешь не только от лицезрения трюков, сопереживания героям, но и от морального подтекста, мягко побуждающего к размышлениям. Для авторов глубокий смысл героического кино заключается в предложении зрителю через главного героя положительного примера, которому не нашлось места в произведениях современного искусства. Что же касается удовольствия: оно заключается в уникальной зрелищности (которая свойственна только кинематографу) и трюковой природе приключенческого фильма про летающую «Волгу», в четкой драматургической расстановке событий, во внимательной работе не только с главными героями, но и с второстепенными персонажами. Одно из чувств, возникающих при просмотре фильма, который еще вызовет массу противоречивых отзывов и у публики, и у прессы, - это гордость, что кино мирового уровня сделано у нас, в России, и главным помощником главного героя становится гордая, тяжелая и надежная «Волга» - символ ушедшей эпохи.
Результат соответствует ожиданиям: не в пример Бондарчуку «копеечная» графика убедительна, как Годзилла на Манхэттене, парабола главного персонажа соответствует «Тысячеликому герою» Кэмпбелла, а рев моторов и «Стингеров» над вечерней Тверской приятно оглушает. Вроде бы, все здорово и привычно. Так почему в адрес картины раздается критика не только от традиционной прослойки эстетствующих маргиналов, но и от тех, кому лента предназначена? А все дело в позиционировании фильма историей о первом русском супергерое. «Черная молния», безусловно, далеко не конечная вариация того, кто потеснит в кумирах Джека Воробья или Спайдермена. Но это шаг в правильном направлении и что немаловажно выполненный так, что глаз от экрана не оторвать.
Заявленный «Дозорами» стиль бросается в глаза зрителю «Черной молнии» сразу и без утайки. Москва здесь не деревенское кладбище с семнадцатиэтажными склепами; город предстает таким, каким его умеет показать только постоянный бекмамбетовский оператор Сергей Трофимов: морок мегаполиса и особая уличная магия – все на местах. Изменилась только история. То там, то сям дотошный зритель будет натыкаться на голливудский след: здесь «Железный человек», тут «Человек-паук», много «Человека-паука». Однако методы, которыми бекмамбетовская команда выстраивает мир своих фильмов, работают даже в этих не самых близких нам координатах. И вроде бы компоненты все давно известны, но природа радости, с которой создатели фильма мешают московское с голливудским, такова, что швы между ними в какой-то момент исчезают. Зрителю остается только восхищенно смотреть на экран. Там «Волга» летает, в конце-то концов.
Если не воспринимать этот фильм как очередной прорыв, чего мы так привыкли ждать от отечественных блокбастеров, то разок посмотреть можно. Просто нормальное кино для беззаботного времяпровождения. Экшна для комикса маловато, спецэффекты не везде проработаны, но полёты над Москвой сняты довольно недурно. Недурно подогнали и мотивацию супергероя, правда, вся философия комикса хромает на обе ноги – слишком уж инфантильно выглядит 20-летний детина, в одночасье меняющий свои убеждения, словно до этого в его жизни не было таких социальных институтов, как школа и семья. Тем не менее, для комикса, где можно ограничиться лишь чёрным и белым, прокатит.
Решение идти на "Молнию" или нет будет определяться только отношением к явлению, под названием "российский блокбастер". Если российский блокбастер для вас что-то вроде Джиперса Криперса, падающего с неба на своих кожистых крыльях, чтобы высосать вам мозг, то "Черная молния" требует определенной осторожности. Бекмамбетов и его соратники предприняли попытку реформировать жанр, сообщив ему ту форму условности, которая позволяет Голливуду делать все, что угодно. Никого бы не удивила история про летающий "мустанг" — это как-то даже очевидней человека-паука. Оказалось, однако, что местная среда, при всей ее рыхлости, обладает огромным сопротивлением и впихнуть в неё Голливуд не так-то просто. Сценарий, который скучно, но органично смотрелся бы в Америке, начинает сбоить с первых кадров, рождая чувство громадного изумления. Тем же, кто относится к российскому блокбастеру снисходительно, сообщаем, что "Черная молния" — важный для российского кино пример того, как разумно можно потратить деньги на продакшн и спецэффекты.
Вряд ли Максим Горький мог предположить в своих наиболее пламенных фантазиях, что спустя много десятков лет в синематографе будут показывать экранизацию его «Песни о буревестнике». Между тем режиссеры Александр Войтинский и Дмитрий Киселев, оперившиеся под могучими совиными крылами гиганта мысли и отца русского блокбастера Тимура Бекмамбетова, сняли именно вариацию на темы знаменитой горьковской мантры, а не просто перенесли на пленку свою упоительную страсть к дешевым американским комиксам.
"Черная молния" в духе жанра прибегает к простым истинам — не будь козлом, не становись рабом золотого идолища, помогай близким и не очень людям. Увы, вся липовость происходящего дает о себе знать под конец уже в визуальном плане при разборке двух летающих машин, когда при выпущенной полусотне ракет не страдает ни одно здание в столице. Такое неразрушимое состояние Москвы порадует мэра и небольшую горстку коренных жителей, а всех остальных сильно расстроит — то ли пожадничали со спецэффектами, то ли испугались послать неправильный сигнал. В общем, урок на сегодня дети такой: надыбали летающую тачилу — сразу шуруйте к японцам. Они оценят игрушку по достоинству — и в денежном эквиваленте тоже. Отсутствие супергероического геморроя гарантируется.
Основная проблема с этим фильмом, на мой взгляд, заключается в том, что его рекламировали как "кино для всесоюзного просмотра", забыв указать одну маленькую, но крайне существенную деталь, которая заключается в том, что "Черная молния" - кино исключительно для младшего школьного возраста. Ну, может, еще и для среднего школьного возраста. Но никак не старше. Потому что более взрослая аудитория, когда смотрит эту тупизну, удивленно качает головой и спрашивает: "Какого фига?!!"
То, что в своей первой самостоятельной постановке Дмитрий Киселев, прошедший школу монтажёра и режиссёра второй группы на картинах Тимура Бекмамбетова, и Александр Войтинский последовали примеру наставника, объяснимо и в целом – даже похвально. Всё это хорошо. Вернее, было б хорошо, если бы замысел не грешил половинчатостью – или же у сценаристов, как минимум, хватило бы профессионализма, чтобы преодолеть неизбежный художественный дисбаланс. Как ни крути, а противоречие заложено в самом подходе – сотворить патриотическое произведение, которое бы одновременно оказалось первым российским фильмом о супергероях. Да и экспансия голливудских кинокомпаний – помимо чисто финансовой составляющей – в очередной раз ограничилась банальным навязыванием драматургических и технических стандартов, негласно принятых на «фабрике грёз».
Ух, ну что тут скажешь? Ругать «Черную молнию», наверное, как-то не по сезону, и дело это заведомо неблагодарное. Тем более, что и здесь можно отыскать свои маленькие радости. Бекмамбетов как всегда хорош моментами, причем, моментами, укладывающимися в хронометраж рекламного ролика. Другое дело, что в умении портить хорошие идеи Бекмабетову (а это все-таки его фильм, кого мы обманываем) нет равных. После того, как Тимур Нуруахметович достойно отработал коммерческим постановщиком на голливудской студии, у некоторых появилась надежда, что он привезет сюда и заразит других хоть каким-то чувством меры, вкуса и совести. После «Черной молнии» эти надежды рухнули окончательно. Основная проблема восприятия даже не в том, что этот блокбастер для опохмела своей фантастической ретро-машиной, ощущением неловкости от происходящего и идиотической праздничностью больше похож не на историю о супергерое, а на последний акт к/ф «Старые клячи».
Зря всё-таки создатели «Чёрной молнии» посадили своего героя на летающую «волгу». Было бы куда честнее, если бы он рассекал полыхающее закатом московское небо на чёрной летающей «копейке». Потому что «Чёрная молния» похожа на нормальное кино примерно в той же степени, в какой продукция «АвтоВАЗа» похожа на нормальные автомобили. Ключевое слово «похожа»: внешне вроде несомненные сходства налицо, но стоит только начать разбираться, как там всё внутри устроено, только и остаётся, что схватиться за голову. Как и в случае с «копейкой», честно срисованной с «фиата-124», за спиной у «Чёрной молнии» маячит вполне функциональный импортный первоисточник — а именно «Человек-паук». «Ералаш» же вдохновил всё остальное — мёртвую, плоскую картинку, гордо незапятнанную ничем, что хотя бы с натяжкой можно было бы назвать визуальным стилем, одинаково неживую интонацию почти всех разговоров, тускло разыгранные очевидные шуточки для пятиклассников, простецкую мораль, для верности проговариваемую прямым текстом каждые минут пятнадцать. Вот и выходит, что «Чёрная молния» — это такой набор картинок, который существует не с какой-то целью или по какой-то причине, а просто потому, что существует.
Я сегодня не буду ругаться матом. Не потому что не хочу, не люблю, не умею или это вообще не в моих правилах. Я сегодня не буду ругаться матом, чтобы доказать авторам «Чёрной молнии», что иногда люди поступают во благо вселенского гомеостаза просто так. Не буду я ругаться и по поводу сценария, когда перед моим носом примутся махать плотной пачкой листков, исписанных ИНТ и ЗТМН. Вот не буду и всё. А лучше куплю полкило желатиновых мишек и буду часик им головы откусывать, разноцветным. Всё полезнее для блага страны и подрастающего поколения, чем новый фильм режиссёров Войтинского и Киселёва.