Экранизация романа Джона Максвелла Кутзее, нобелевского лауреата, получившего за "Бесчестье" своего второго "Букера", прошла на удивление незамеченной, даже несмотря на Малковича, из всех восьми ролей, сыгранных им в 2008-м, сыгравшего здесь, пожалуй, самую лучшую. Сказалась, наверное, некоторая пресыщенность черным континентом, где в последнее время стало модно устраивать хождение по мукам для симпатичных белых парней, еще сохраняющих некоторые остатки совести. "Последний король Шотландии", "Дарфур", наконец, "Преданный садовник" — первое, что приходит здесь на ум, притом к "Садовнику" "Бесчестье" оказывается ближе всего по форме и по смыслу, разве что заговор международных корпораций заменили английским романтизмом, который преподает смазливым черным барышням профессор Лури. И надо отдать должное режиссеру фильма Стивену Джейкобсу — он прекрасно осознавал, заложником какой расхожей букеровско-нобелевско-голливудской коньюктуры может оказаться его картина, и заставил-таки "Бесчестье" зазвучать более менее приземленно.
Снятое по «букеровскому» роману южноафриканского писателя Кутзее «Бесчестие» — разумеется, нечто большее, чем история неудачного отпуска. Начать с того, что частная история любителя черных девушек — это метафора самой южноафриканской истории со всеми положенными по такому случаю многозначительными репликами типа «заборы и беретты больше не помогут» или «наши проблемы не будут улажены еще долго после того, как мы будем мертвы». Крушение белого мира проиллюстрировано в лоб — сперва черный садовник вваливается в вашу гостиную и врубает телевизор, потом наводит на вас своих родственников-отморозков, а потом вежливо отнимает у вас землю и снова, как раньше, отгораживается проволокой.
Кутзее не поучает, не проповедует, не декларирует свою "философию", его смыслы прячутся где-то между похожими на сценарные указания фразами в настоящем времени, из которых построен роман ("Дэвид идет", "Мелани одевается"), создающими обманчивый эффект присутствия и полной включенности. С помощью простого пересказа средствами кино достичь конгениальности роману оказалось очень сложно. Фильм простоват для арт-хауса и скучноват для мейнстрима. Теряя многосложность романа, он все же дает почувствовать мощь первоисточника. Имеющий глаза да увидит. А лучше - прочитает.