В фильме Август. Восьмого гражданская женщина пытается вытащить маленького сына, оказавшегося в горячей точке во время конфликта грузинских и российских войск, в то время, как сам мальчик начинает игру воображения из происходящих вокруг сражений, придумывая игровых персонажей, защитников, злых роботов и прочие опасности.
Вердикт: отличное патриотическое кино, если не обращать внимание на маниакальное желание лысых и не очень бездарностей пилить бюджет и вставлять в фильм ненужные, зато приносящие прибыль конкретным людям, спецэффекты и сцены.
Русские миротворцы действительно спасали осетин от безликого зла в черных масках, по сюжету Файзиева, рискую потерять свою жизнь. Только осознание того, сколько в этом конфликте погибло людей и сколько до сих пор не могут восстановить психику и забыть своих близких заставляет рыдать взахлеб.
Осторожный, насколько это в данном случае возможно, Джаник Файзиев старается конкретных грузинских захватчиков вообще никак особо не изображать, и их лиц на протяжении всего фильма практически не видно, хотя, конечно, тот факт, что грузинские солдаты не прочь пострелять в женщин, стариков и детей, не заметить трудно.
Прямо отчётливо представляешь себе это совещание, на котором забугорные партнёры (в титрах, заметим мимоходом, заставка «20-го века Фокс» и масса зарубежных фамилий) говорят что-то типа «Ваше кино про войну ту дарк фор кидз, ю ноу, слишком мрачное для детей и подростков, но если там будут гигантские роботы, дети придут», а наши кивают и записывают, кивают и записывают.
Режиссер Джаник Файзиев, создатель «Турецкого гамбита», снова взялся за тему локального военного конфликта, но не в рамках шпионского ретро-детектива, а на вполне современном материале. Москвичка Ксения (Светлана Иванова) разведена, растит сына, регулярно выслушивает попреки и придирки своей мамаши, вопреки всему этому житейскому безобразию надеясь на новое личное счастье...
Все актёры, снявшиеся в фильме, органично вписались в то время, примерив на себя не просто роли, а прочувствовав те самые кровь и страх, витающие в воздухе. Выпал из общей обоймы разве что Владимир Вдовиченков, сыгравший президента. А самым важным в фильме «Август. Восьмого» стало то, что создатели, дабы не перегрузить зал и не сделать трагедию на трагедии намеренно насытили «Август», действительно, ироничными и смешными моментами.
Казалось бы, при чем тут роботы — будь то добродушные великаны из цветмета или трансформирующиеся в стальных псов танки? В кадре, впрочем, хватает и тех и других — и этому финту даже находится более-менее убедительное оправдание. Понятно также, почему Файзиев выстраивает хронику конфликта вокруг истории матери и ребенка, а не бравых разведчиков или солдат срочной службы. Слишком беспроигрышный ход, хочешь не хочешь — растрогаешься, и неважно даже, что сценарная логика осетинским скитаниям героини порой отказывает.
Зрителю этого фильма приходится испытать на себе всю гамму эмоций, но не столько в связи с происходящим на экране, сколько в связи с качеством того, что показывют. «Август. Восьмого», фильм режиссера Джаника Файзиева («Турецкий гамбит»), должен был стать ответом на скверные «Пять дней в августе» Ренни Харлина, который был если не первой, то уж точно самой масштабной копродукцией грузинских кинематографистов и Голливуда и породил множество пересудов еще на стадии создания.
Один только длиннющий фэнтезийный сиквенс, что открывает ленту, уже выставляет его авторов совершенно беззащитными. Как перед шутками о человекообразных боевых роботах, которые, как выясняется, на самом деле охраняют российские границы, так и перед конструктивной критикой за недорендеренную 3D-графику. Ведь привычная к пиксаровским, а заодно "майклбэевским" творениям публика просто не сможет ее качества не заметить.
В итоге у ленты "Август. Восьмого" оказалось слишком много недостатков, всё же перевесивших немногочисленные сильные стороны. К последним можно отнести драматическую составляющую картины - переживания матери, ищущей своего ребёнка. Между прочим, история стара, как мир, но почти всегда действует безотказно. Уверен, что если бы Джаник Файзиев ограничился бы только этой линией, а также, собственно, постановкой военной драмы, убрав из фильма невнятного президента, откровенно тупую завязку с этими страданиями московской "охотницы на мужчину" и, собственно, роботов, на создание которых, очевидно, не хватило денег.
В итоге у ленты «Август. Восьмого» оказалось чересчур много недостатков, которые, все же, перевесили его сильные стороны. Для русского кино это, в общем и целом, неплохо, но тот, кто надеялся на большее и хотел увидеть серьезное многоплановое кино, будет раздосадован. И да, невозможно не провести параллели с «Запрещенным приемом» Зака Снайдера – тот же мир фантазий, вот только фильм Снайдера от начала и до конца был «про это», за что ему честь и хвала, а «Август. Восьмого» так и не определился, какого он пола гусь.
Когда целью проекта ставится не снять хорошее кино и какое-никакое, а художественное высказывание. Когда актёры выжимают из зрителя слезу там, где это вовсе не требуется, ведь война ужасна сама по себе. Когда над режиссёром стоит дамоклов меч государевого пригляда, бессмысленный и беспощадный. Когда сценарий писал неведомый британский идиот для сферического зрителя в вакууме — чтобы и вашим, и нашим, и лук заебашим. Вот когда всё это — получается от такой винегрет. И какая потом разница, будут роботы как натуральные, и будет ли пост-продакшн творить чудеса за три копья денег? Лажа есть лажа.
Фильм неискренен, сдобрен голливудскими штампами (а вы думали?) и усеян обломками собственных возможностей. Он мог бы красиво совместить наши военные силы с нашими же аналогами все тех же трансформеров; или продемонстрировать целый набор интересных сюжетных линий, пересекающихся друг с другом и образующих цельный и интересный сценарий; да просто стать одной из выдающихся российских военных драм. А стал винегретом. Грустным кино-винегретом. Такие дела.