В фильме 4 льва мы узнаем о жизни шахидов в Великобритании. Четыре террориста мечтают стать знаменитыми, но никак не решат с чего им начать, ведь умирать совсем нет желания. Тогда им в голову приходить мысль: а не попробовать ли взорвать интернет?
Написанные и снятые главными сатириками британского ТВ последних лет «Четыре льва» в изрядно пострадавшей от терактов Англии предсказуемо произвели некоторый фурор. На деле нашумевшее детище Криса Морриса представляет собой идиотическую комедию почти уилл-феррелловского толка — с бесконечной пикировкой глупостями, мертвецки серьезными лицами в несерьезных ситуациях, гэгами, ведущими родословную со времен слэпстика, и блестящим неудержимым гоном. Выставляя своих моджахедов феерическими придурками, Моррис улавливает что-то важное в самой сути любого фанатизма наших дней.
На мой взгляд, у режиссера получился хороший фильм. Однако очень непростой. Его не надо смотреть как комедию-пародию, потому что тут - совершенно другой жанр. Это острая и жесткая сатира с элементами трагикомедии. И Моррис молодец, что снял этот фильм именно так, а не иначе. Это не совсем развлекательная картина. Она многих должна заставить задуматься над тем, чьим идеалам они следуют, а главное - зачем. И как они при этом выглядят со стороны.
Первый полнометражный фильм английского телеюмориста Криса Морриса, прославившегося пародиями на современные медиа, — явление до крайности неоднозначное. «Бесы» Достоевского, разложенные на бодрые британские фразеологизмы, разыгранные диснеевскими гномиками и снятые с таким апломбом, как будто это, скажем, «Ультиматум Борна», — несомненно, это очень смешно, наверное, смешнее всего, что можно было посмотреть в кино за последний год-два. Но, с другой стороны, когда коллеги Морриса Саша Бэрон Коэн и Армандо Яннуччи выставляют полными идиотами американцев или английское правительство — это несравненно понятнее, чем схожим образом высмеивать очевидно несчастного человека, который вот-вот взорвет тебя и заодно себя, чтобы побыстрее попасть в рай.
Уже по краткому пересказу событий ясно, что громкое название на поверку носит издевательский характер, поскольку «Четыре льва» – самоназвание воистину уникальной террористической ячейки. Уникальной для кинематографа, не говоря уже про телевидение, планомерно навязывающее стереотип всепроникающей исламистской угрозы. Одно дело – штампованные образы коварных воинов джихада в длиннополых одеяниях в бесчисленных боевиках и комедиях. И совсем другое – полноценная, испепеляющая, бьющая не в бровь а в глаз сатира. Впрочем, беззаботное веселье заканчивается уже в тот момент, когда очередной файсаловский ворон в процессе дрессировки разлетается на кровавые куски. И «Четыре льва», формально сохраняя сардоническую интонацию, обретают горький привкус трагифарса. Как говорится, всё это было бы смешно, если б не было так грустно.