Фильм Кроткая представляет собой продукт сотрудничества России, Украины, Франции, Германии, Латвии, Литвы и Нидерландов. Драматическая картина, снятая кинорежиссёром Сергеем Лозницей участвовала на Каннском международном фестивале 2017 года в номинации на главную премию - "золотую пальмовую ветвь". Съёмки картины проходили с июля по август 2016 в Литве и Латвии, а в широкий прокат российский кинотеатров "Кроткая" должна добраться только в конце осени.
Сюжет фильма развивается в современности. В центре этой истории женщина, получившая возврат посылки, которую она отправляла мужу в места лишения свободы. Тот отбывает срок за преступление, которого не совершал. И чтобы разобраться, почему её посылка не была доставлена адресату, расстроенная и опечаленная героиня сама отправляется на свидание к мужу с целью выяснить, что же именно случилось. По пути к своей цели она встречает самых разных представителей современного общества, начиная от представителей закона, и заканчивая бездомными уличными бродягами. Смогут ли эти встречи что-то изменить? В её ситуации, в ней самой, в зрителях этой картины, которые придут в кинотеатры?
Актёрский состав фильма включает в себя и таких знаменитых отечественных кино-звёзд, как Лия Ахеджакова, и иностранных артистов, как Валериу Андрюце, и практически дебютантов в большом кино, за плечами которых либо сериалы и короткий метр, либо не так много громких премьер, уже прокатившихся по кинотеатрам - это Николай Коляда, Сергей Фёдоров, Константин Итунин, Дмитрий Быковский, а также уже сыгравшие вместе в кинофильме Ангелы революции актёры Сергей Колесов, Алиса Кравцова и исполнительница главной роли Василина Маковцева. Дата премьеры в России назначена на 23 ноября 2017 года.
Фильм Лозницы — публицистическое высказывание о современной России или, точнее, о постсоветском пространстве, о достоевских безднах, которые разверзлись на этой территории и с роковой неизбежностью заполняются злом.
Отбросив серьезный тон, оставив навсегда надежду и пропустив в свой рациональный мир освобождающее безумие, Лозница экспериментирует со слоями реальности и со слоями языка.
Текст «Кроткой» — настоящая поэзия. Чего стоит, например, водила, который рассказывает героине, что тюрьма в их городе как церковь.
«Кроткая» - на сегодняшний день самый экстравагантный и амбициозный его проект, в котором он попытался ступить на территорию абсурдистской игры, но создание параллельных реальностей в духе Феллини или Абуладзе с трудом дается режиссеру с природным дарованием документалиста.
Фильм действительно задевает, являясь противоречивым и неочевидным зрелищем. Не хочется идти очевидным путем, выдавая простые и понятные определения, так что, несмотря на всю полемику, фильм стоит посмотреть, просто чтобы не перекладывать выводы на чужую голову.
Это действительно фантастический фильм, хотя довольно долго притворяется будничным, реальным и по-документальному дотошным.
Холодность и определенная расчетливость, присущая манере режиссера, в какие-то моменты вступают в конфликт с материалом; чувствуется, что Лозница с трудом удерживается от того, чтобы самому не поддаться затягивающему гипнозу «зоны».
Топорная метафоричность не оставляет места для разночтений — Родину-мать насилует Государство-отец, осиротевшие дети (мы все) находят пристанище в казенном доме.
Нарочитый переход от рассказанного вполголоса (а потому по-настоящему жуткого, пробирающего до костей) скверного анекдота к высокохудожественному крику о поруганной стране практически уничтожает «Кроткую».
Есть ощущение, что «Кроткая» длится гораздо дольше, потому что в ней уживаются два не очень совместимых друг с другом фильма.
Включи телевизор — не хуже посмеешься и не меньше поймешь. Сколько бы виражей ни закладывал режиссер, ничего принципиально нового к уже сказанному до него он не добавит.
Драма с задатками сатиры и хоррора. Авторы не задают вопросов, не дают ответов, поэтому зрители после просмотра сами должны решить, что это было и к чему им вся эта информация.
В «Кроткой» реализм шагает рядом с фантазией, театрализация с чистейшей импровизацией, но весь режиссёрский замысел упирается в скупость подхода, который в очень спорной и изматывающей манере переставляет местами абсурдное и страшное, оскорбительное и обличающее, смешное и уродливое.
«Кроткая» — это неудавшаяся попытка подвести многовековую судьбу народа под одну черту, поставить диагноз, который должен отрезвить пациента и заставить его измениться.