В фильме Затащи меня в Ад мы узнаем историю девушки по имени Кристин Браун, которая хочет стать помощником менеджера в банке. Однако её босс считает, что Кристин не способна принимать жесткие решения. Тогда, чтобы доказать ему обратное, девушка отказывает в продлении закладной одной своей клиентке - старой цыганке. Вскоре Кристин узнает, что цыганка наслала на неё страшное проклятие: три дня её будет мучит ламия, а в конце срока заберёт прямиком в ад.
Обычно смех в зрительном зале во время просмотра фильмов ужасов имеет немного искусственный характер, сродни браваде, мол, пугайте-пугайте, а мы все равно не боимся. В данном же случае, как уже говорилось выше, многие сцены смотрятся как раз скорее смешно, нежели страшно. То есть, Рэйми в своей самоиронии тут приближается больше к третьим «Зловещим мертвецам», которые «Армия тьмы», чем к их первой части. Пугать, веселя, и веселить, пугая — это, на самом деле, большое искусство. Мастер черного юмора Сэм Рэйми этим искусством обладает сполна, ни капли его не растеряв.
Ужастик в стиле Рэйми лишен какой либо тяжеловесности, он не гнушается неожиданно выпрыгивать на вас из-за угла, сопровождая это дело громкими звуками, но в своих лучших моментах побуждает зрителя хохотать до слёз, причем совершенно искренне. Люди так или иначе хихикают на ужастиках, чаще всего нервно, так что режиссерское ноу-хау — делать это с легкой душой — приятно улучшает времяпрепровождение. Ко всему прочему, чёрный юмор позволяет Рэйми под шумок проворачивать весьма жестокие делишки и быть по-настоящему безжалостным и сверхциничным по отношению к своим персонажам. Не говоря уже о таких прозаических вещах, как бесхитростная мораль фильма или моментально разгадываемый финальный сюжетный твист. Впрочем, кому какое дело до предсказуемости, если происходящее показано с таким чувством и экспрессией, что только держись? "Затащи меня в ад" часто называют старомодным — дескать, так уже не делают. На что хочется ответить — не делают, потому что далеко не каждому по силам. Штучная работа.
Сэм вернулся и… не прогадал! На форумах и сайтах, посвященных кино, вовсю теперь говорят о том, что, наконец-то, король ужасов вновь на коне, и мне остается лишь поддакивать. Да, он – на коне. Да, мы вновь увидели старый добрый ужастик эпохи «Зловещих мертвецов». Да, нам опять одновременно и страшно, и весело. Рэйми, несмотря на то, что обладает хорошим вкусом, все-таки большой хулиган. Он не щадит ни нас, зрителей, ни животных, ни других персонажей, а его черный юмор порой просто укладывает под сиденья. Так что не забудьте прихватить с собой не только валидол, но и человека, который выведет вас, трясущихся от смеха, из зала.
Страшно ли это? В какой-то степени: если на вас неожиданно вылить бочку варенья, вы непременно вздрогнете. Да, «Утащи меня в ад» — это прежде всего двойная порция десерта для любителей зеленой слизи и зловещих мертвецов. Хоррор тут превращается в бодрящий слэпстик, абсолютную комедию, спрыснутую адреналином и самоиронией. Действительно, как можно принимать всерьез кино с участием Джастина Лонга, человека, чья глуповатая восьмидесятническая физиономия так органично смотрелась в спинномозговых репризах National Lampoon?
Наверное, самое приятное в работе Сэма Рэйми — это то, как ему удается выдержать удивительную атмосферу: страшное органично сочетается со смешным ввиду достижения режиссером степени какого-то распоследнего гадства, когда на экране может произойти все что угодно, а об этом даже никто не предупредит. В данном случае комедиографы действительно бессильны. Чтобы сделать пародию смешнее, нужно быть гением. А гении никогда не смеются над кем-то, только над собой. Будем надеяться, что об этом можно будет вспомнить уже в недалеком будущем, когда видоизмененный Эш вновь возьмется за бензопилу.
Сэм Рэйми, как и его поклонники, сам явственно соскучился по старым добрым денькам, когда он беззаботно снимал за копейки свою фирменную трилогию «Зловещие мертвецы» и добивался совершенно упоительных результатов. По крайней мере, по «Затащи меня в ад» прекрасно чувствуется то дьявольское удовольствие, с которым Рэйми терроризирует зрителей этой скромной, но страшно эффектной киноштучкой. Уже по завязке можно было догадаться, что распоясавшийся автор отбрасывает здесь всякие стеснения. От того, что мы редко встречаемся с Рэйми в такой замечательной форме, впечатление усиливается чуть ли не во сто крат.
«Затащи меня в ад» - настоящее «платье из занавески»: взяв клишированный сюжет и шаблонных героев, поместив их в типовые интерьеры и сняв всё это давно изжеванными приёмами, Рэйми выдаёт модный, сочный и искрометный ужастик, которого давно ждали критики и зрители (оцените рейтинги). Помимо удовольствия от работы над комедией ужасов, которую он делал для себя и по своим правилам, режиссер, играючи, уделал своим фильмом всех коллег по цеху. Те семнадцать лет, что Рэйми отсутствовал, они старательно наполняли жанр копиями азиатских страшилок и пилами-хостелами, с умным видом рассуждали про зомби-эпидемию – а он, играя по старым правилам, не выходя за пределы поля, взял одной левой и сделал за копеечный бюджет самый модный ужастик, обойдя их всех по касательной. Вот что значит настоящий талант «старой школы» - учитесь, пока он жив!
Собственно говоря, чтобы фильм состоялся, достаточно было сцены с перепуганным белым козлом, который орет на героиню человеческим голосом "Ты меня обманула, сука!!!". Но чувство юмора Сэма Рэйми куда язвительней простого пародирования привычных ужимок хоррора. Самозабвенный радостный смех, с которым зал приветствует вылетевшие из пасти старухи вставные челюсти, пронырливую муху, которая издевается над Кристин самым свинском образом и еще множество кошмарных и комических штучек, которыми Рэйми напичкал свой фильм — честная награда всем пришедшим. Как и хорошее настроение на весь остаток дня. Потому что есть в этом смехе много узнавания, а без ведьмы и ламии все происходящее было бы не менее смешно и страшно. Просто — чуть менее достоверно.
Можно было бы предположить, что «Затащи меня в ад» вышел таким гомерически смешным помимо воли режиссера, когда бы у героини не было свидетельства о победе в конкурсе «Королева свинины», когда бы демонов тут не подкармливали котятками, а белоснежный козел не вещал голосом старой ведьмы. Но самое удивительное, что весь этот цирк с козлами между приступами хохота щекочет нервы лучше любой «Пилы». Может, потому что истерика, даже вызванная весельем, порой пугает больше отрезанных конечностей. А может, потому что Сэм Рейми вслед за помогающим героиней медиумом может нагло заявить: «Я могу видеть энергию. Иногда эта энергия предсказывает будущее. 60 долларов». Билет в кинотеатр стоит, заметим, гораздо дешевле. Не пропустите.
Последнее десятилетие ворочавший миллиардами Сэм Рейми перед авторемейком (зачем?) «Зловещих мертвецов» и очередным (зачем?) «Человеком-пауком» взял паузу и сделал то, что у него получается лучше всего: дурацкое, смешное, с копеечными спецэффектами кино, которое хочется аттестовать не хоррором, а по старинке «фильмом ужасов» — лет двадцать назад «Затащи меня в ад» гарантированно был бы хитом видеосалонов. Сейчас, в эпоху, когда головы на экране не отрывают, а медленно отпиливают, Рейми развлекается самым невиннейшим образом. Драка с беззубой бабушкой. Говорящий адский козел. Муха, деловито заползающая в нос. Рогатые тени на стене.
Сэму Рэйми, хвала всем легионам чертей, какие только ни есть в нашем и соседних измерениях, наконец-то надоела его нескончаемая, тягучая, беспробудно назидательная и приторно-липкая сага про Человека-паука. Автор «Зловещих мертвецов» и «Армии тьмы» вернулся к своим… не то чтобы баранам, но к козлам-то точно. Напугать кого-нибудь такими ужасами, какие мастерит на экране Рэйми, в наше время уже вряд ли возможно. То есть, конечно, чисто механически может несколько раз передернуть, но чтобы нагнать настоящего страху, режиссер, разумеется, должен был придумать нечто более мощное, нежели клацающие челюсти и летающие тела цыганско-венгерско-индийского или еще бог весть какого происхождения. В принципе, не совсем даже понятно, чего братья Рэйми (Сэм писал сценарий вместе со старшим братом Айвеном) хотят добиться.
Возвращение в стихию фильмов ужасов Сэма Рэйми, стяжавшего колоссальный успех благодаря трилогии про Человека-паука и, казалось, основательно подзабывшего о прежде любимом жанре, должно немало порадовать почитателей его таланта. Как минимум, сразу же бросается в глаза, что признанный режиссёр не пожелал следовать сомнительному примеру ряда соотечественников, с недавних пор – бездумно тиражирующих фирменные приёмы японских (и ряда иных азиатских стран) мастеров хоррора. Теперь у Рэйми не осталось места даже для былых европейских влияний: картина всецело, начиная с дерзкого и бескомпромиссного названия, является американской. Это, возможно, не гарантирует высокого художественного уровня, но всё же позволяет дать зрелищу определённую характеристику.
Не стоит ждать от хоррора «Затащи меня в ад» переживания подлинного страха. Даже неискушенный зритель легко предугадает все сюжетные ходы, прописанные в сценарии. Однако он будет съеживаться в кресле от того, что ему покажут череду противных глазу моментов. Не удастся полюбоваться и технической стороной дела. Спецэффекты и трюки выполнены весьма грубо, а компьютерная графика сшита с основной картинкой, как говорится, белыми нитками. Резкий звук и, на удивление, совершенно не впечатляющая музыка, написанная именитым Кристофером Янгом, только усилят ощущение тотального дискомфорта и желание покинуть зал, не дожидаясь окончания фильма. Нравственные переживания героини неочевидны и теряются в «бессмысленном и беспощадном» экшене. Таким образом, «Затащи меня в ад» лишен единственной возможности не превратиться в «проходящий», быстро забывающийся релиз этого лета.
Беда у Раими одна: он настолько всерьёз попытался спародировать трэш 80-х, начиная с «э Юнивёрсал пикчер» в титрах, что снял самый настоящий трэш 90-х, уже без толики юмора на усталом лице. Желающие могут попытаться найти хотя бы одно отличие. Кстати, подобное занятие — это, пожалуй, пожалуй, то главное, что может скрасить просмотр опуса Сэма Раими.