Дени Аркан, автор светлой трилогии разложения — "Закат американской империи", "Нашествие варваров" и "Век помрачения", — говорит о распаде системы и о чем-то важном, не поддающемся распаду. О том, что остается после заката цивилизации: о человеке. Сначала фильм воспринимается как чистая оруэлловщина, но довольно быстро становится понятно, что общество это не тоталитарное, а просто очень уставшее. Злая абсурдистская сатира, бесконечно смешная, постоянно сбивается на грустную сказку о потерянном времени, а все длинноты оправдываются потерянностью героя.
Лучшее, что есть в «Веке», — второстепенные эпизоды из мидл-классовой жизни, увиденные немигающим взглядом мизантропа, вроде тетки в поезде, которая громко обсуждает по мобильному внутренние кровотечения. Худшее, пожалуй, все, что происходит с главным героем: повторяющийся прием с фантазиями, одолженный из каких-то позавчерашних комедий, довольно быстро утомляет.
Смотреть все это как-то даже неудобно — после прошлого фильма Дени Аркана, по-стариковски едкого, но обладавшего какой-то внутренней гордостью «Нашествия варваров», «Век помрачения» кажется занудной болтовней. Особенно дико смотрится кульминационный бред героя, в котором он посещает какое-то адское сборище канадских толкиенистов в мешках и мехах. Резонанс у фильма в международном прокате почти нулевой — обратили внимание только франкофоны. Отругали: мол, Аркан продолжает нудеть о своих квебекских проблемах — бюрократия, импотенция властей, политкорректность, абсурдные прожекты.