В фильме Ученик чародея могущественный волшебник Бальтазар Блейк пытается спасти современный Нью-Йорк от своего старого врага колдуна по имени Максим Хорват. Однако в одиночку одолеть зло ему не под силу, и Блейк находит себе ученика, простого студента колледжа по имени Дейв. Теперь Дейву придется пройти ускоренное обучение, спасти город и свою девушку, поскольку он стал учеником чародея.
Не скроем, приятно осознавать, что в океане голливудской непостоянности всё ещё есть островки благонадёжности, на которые можно смело высаживать хоть целый лайнер зрителей — в полной уверенности, что они не слопают друг друга от зверской скуки. Их, этих островков, до обидного мало, но тем радостнее появление нового — имени Дж. Брукхаймера, Дж. Тёртлтауба и Н. Кейджа, которые вот уже третий раз кряду выдают на-гора продукт исключительной развлекательной ценности. И пока эти люди имеют возможность работать в своё удовольствие, за судьбу отдельных жанров вроде городского фэнтези, а также всего кинематографа можно не переживать. Чай, не помрут.
Тот факт, что апеллирующий к классическому диснеевскому мультфильму «Фантазия» «Ученик чародея» удался, делает его едва ли самым неожиданным блокбастером этого лета. Решающим фактором, вероятно, стоит считать назначение в режиссерское кресло Джона Тертлтауба. Этого школьного друга Николаса Кейджа принято поминать в связи с «Сокровищами нации», и в новом фильме он проделал практически все то же самое, за вычетом инъекций несколько бестолкового конспирологического патриотизма. В «Ученике чародея» он не только добился достоверности от сказки, а еще и заставил поверить в волшебное происхождение Николаса Кейджа, в последние годы отыгрывавшего, напротив, трагическую заурядность. Ну и, наконец, поверьте, неоновая реклама еще никогда не казалась настолько волшебной штукой, как после просмотра этого, вероятно, лучшего детского фильма года.
Несмотря на стандартную схему фэнтези-блокбастера, «Ученик чародея» определенно симпатичнее подавляющего количества проектов на ту же тему. Потому что в отличие от них успешно скрывает неизбежные слабости и вторичность сценария за шикарными и изобретательными визуальными эффектами, яркими персонажами, отличным актерским ансамблем, лихим экшном, выверенным ритмом и обильным юмором. Иными словами, у Брукхаймера опять вышло ладно скроенное коммерческое кино, которое вряд ли врежется вам в память, однако идеально подходит для семейного просмотра и гарантирует качественное развлечение.
Исполнитель чужой воли, как оказалось, способен подчас сделать замечательный жанровый продукт, которому любая, даже самая маломальская отсебятина пошла бы только во вред. В сущности, по уровню банальной динамики «Ученик чародея» превзошел чуть ли не все выпущенные в этом году жанровые боевики. Структура идеального летнего аттракциона — безудержный экшн, дозированная романтика, безостановочные шутки и более чем знатные актеры – не только выстроена, но и выдержана на чрезвычайно высоком уровне.
Сошедшееся на «Сокровищах нации» трио в составе продюсера Брукхаймера, режиссера Тертлтауба и актера Кейджа открыло секрет оживления типовых жанровых конструкций без превращения их в пародию на самих себя. В «Ученике чародея» из штампов состоит почти все, разве что кроме оммажа диснеевской «Фантазии» с устраивающими потоп швабрами, но то, что в каком-нибудь «Перси Джексоне» уже вызывало тошноту — ах, обычный парень оказывается волшебным, ах, в нашем скучном Нью-Йорке тоже есть место магии, — тут неожиданно начинает если не кружить голову от счастья прикосновения к чуду, то уж во всяком случае исправно развлекать примерно на стоимость билета в кинотеатр с Dolby Surround.
Старый милый мультфильм Уолта Диснея о проказливом Микки отдал своему ремейку лучшее — знаменитую оргию ведер и половых тряпок (здесь разбушевавшиеся хозтовары атакуют Барушеля аккурат накануне романтического свидания). Все остальное набрано по миру, подсмотрено у коллег, или придумано в минуты, близкие к веселому помешательству. Уровень безумия и самоиронии тут примерно такой же, как и во втором «Сокровище нации». Тертлтауб небрезглив. В ход идет все — от дымных духов из «Гарри Поттера» до китайских болванчиков, выпускающих из штанов разъяренных драконов, и спутниковых тарелок. Николас Кейдж, помноженный на русский дубляж, привычно слабоват (то ли дело франтоватый Молина), вечно дрожащий Барушель нравится зрителям — особенно когда фигачит по колдунам молниями из своего генератора. Единственное слабое место в фильме — сюжет, радикально перекроенный под стандартные сценарные шаблоны.
«Ученик», как и любое детское кино выходного дня, не лишен маленьких прелестей. Это кино запоминается моментами – моментами, когда ненадолго останавливается конвейер и включается фантазия. В конце концов, здесь есть заимствованная из «Фантазии» самого Уолта Диснея сцена с танцующими швабрами. И вот именно на танцующих швабрах становится окончательно ясно, что все объективные претензии к «Ученику чародея» стоит оставить при себе. То, что большинство людей ходит в кино, чтобы на пару часов побыть детьми – банальная правда. И эта банальность – высший смысл существования таких вот симпатичных проходных блокбастеров.
Что делает трио продюсера Брукхаймера, режиссера Тертлтоуба и актера Кейджа все и так себе вполне представляют. Более того, воспоминания об их совместных "Сокровищах нации" (а точнее гулкое отсутствие оных) могли бы даже охладить зрительский интерес к новой фэнтезийной истории, а значит, разумнее было бы упирать упирать именно на драконов с китайцами. Тем приятнее было обнаружить, что помимо бухгалтеров, спецов по спец-эффектам и ориенталистов над "Чародеем" потрудилось как минимум еще пара небесталанных человек. Один из них — это Джей Баручел. Наконец, не просто так в титры вписан и сам Тертлтоуб — под его руководством два часа пролетают как час сорок, ну пятьдесят пять минут максимум, а главное, Кейдж, преодолевший наконец долго витавшее над ним проклятье, почти радует глаз лацканами своего кожаного пальто. Так что даже универсальный прием с появлением в кадре щеночков оказывается предосторожностью совершенно лишней.
"Ученику чародея" быть бы слегка пожестче - чтобы магия угрожала жизни и здоровью героев не понарошку. Такой истории, чтобы зацепить зрителей, стоило бы дать нам "понюхать пороха" - а без этого пламя файерболов выглядит как огонь камина, нарисованный на картонке в каморке папы Карло, и так же легко протыкается длинным носом жажды до настоящих ощущений. Из-за этой легковесности "Ученик чародея" - фильм на один раз, несмотря на замечательных артистов и занятный сценарий с чудесами и шутками. Вряд ли даже самый заманьяченный на чародействе зритель будет пересматривать фильм в дцатый раз - но это не отменяет факта, что "Ученик чародея" - крепкое развлекательное зрелище, которое заставит посмеяться и удивит магическими трюками. В самый раз, чтобы освободить разум душным июльским вечером.
По-моему, обозначенное родство с дилогией «Сокровище нации» пошло новой ленте только на пользу. Правда, в данном случае сама тематика обязала расширить фантазийное начало, сделав ставку всё же не на изощрённую и захватывающую интригу, а на обилие красивых визуальных эффектов. Кейдж не менее убедителен, чем в образе исследователя Бена Гейтса, призывая неоперившегося ученика очистить разум и прочувствовать энергию всеми нервными клеточками организма – иначе не постичь колдовского искусства. Призывая – и подкрепляя каждое слово делом, творя чудеса прямо на глазах у изумлённого и сбитого с толку Дейва… К тому же, на сей раз у «звезды» появился достойный соперник в лице англичанина Альфреда Молины: сплошное удовольствие лицезреть, как его Максим, пользуясь чужим невежеством, играючи добивается любых целей.
Несмотря на компьютерную революцию, изобразить полноценную магическую драку нам так и не умеют; важно, что бодро, весело, без каменной морды и мировой трагедии. Веслом по морде и чуть что — на десяток лет в урну, медитировать. Вот это по-нашему. Простой, что называется, зритель может быть доволен и внятной картинкой (а не то, что тут вымучил Шьямалан), и ненавязчивой историей, и оптимистическим финалом под рыдания Белуччи. Понятно, что всё это в известной степени безыдейно, но чёрт побери, подобная лёгкость стоит мессы, хотя и разоряет студии. Впрочем, какое зрителю дело до диснеевской бухгалтерии.
Благодаря усилиям Джона Тёртелтауба, феномена и сокровища нации, и его команды, вольно или невольно спародировавших старый добрый мультик Вольфганга Райтермана «Меч в камне», древние маги Туманного Альбиона оказались натурально пущены в художественный расход. Впрочем, в этом, собственно, и состоит современная магия шоу-бизнеса.
Это скорее такое проходное, но вполне ладно летнее развлечение — изобретательное, живое и увлекательное ровно настолько, чтобы не рассыпаться в прах под мало-мальски внимательным взглядом. Никто из актёров и не пытается сделать вид, что всё происходящее вокруг не полная ерунда, но в то же время держится со странным достоинством. «Оскаров» за роли здесь никому из них, понятно, не видать — но и стирать из резюме строчку со словами «Ученик чародея» тоже вряд ли кому-то захочется. И со зрительской точки зрения он смотрится примерно так же. Нормально. Пусть будет.