В фильме Убежище молодая пара проводит вместе ночь, примешав к любви еще и наркотики. Утром парень Луи умирает от передозировки, а девушка Мус обнаруживает, что беременна. Она уезжает подальше в деревню, чтобы найти убежище, но там её находит брат погибшего.
Большую часть очередного фильма Франсуа Озона составляют молчаливые сцены совместного отчуждения двух главных героев, делящих на двоих горечь утраты любовника и брата, — будущей матери поневоле и того, кто, как бы ни хотел, никогда не станет отцом. «Убежище» также появилось из сверхзадачи — Озон давно хотел снять кино с беременной взаправду, а не понарошку актрисой и, узнав о том, что Изабель Карре вошла в положение, спешно написал под нее сценарий. Но еще, пожалуй, нигде, даже в самых медлительных своих фильмах, французу не удавалась такая спонтанность в изображении процессов долгого рождения — и столь же постепенного умирания, ранее все-таки вынужденных подчиняться сценарию, а здесь рисующих его еле видным пунктиром.
Велик соблазн объявить, что Озон вновь обращается к своим любимым темам, но тогда придется признать, что снимающий по вуди-алленовскому графику еще довольно молодой француз успел приватизировать все сколько-нибудь существенные нюансы человеческой жизни: семья и проходящие через нее разломы, любовь и восприятие ее постфактум, желание и его причудливые формы, смерть и след, который она оставляет среди живущих, материнство и его невозможность, отцовство и его отсутствие. Ограничимся поэтому традиционным упоминанием гей-линии, ну и пляжа — как излюбленной озоновской декорации.
«Убежище», будем честны, не лучший фильм режиссера. Он рыхловато снят, в нем не хватает выверенности и озоновского холодного остроумия, а сюжетные ходы предсказуемы. После смерти Луи в самом начале фильма картина сбавляет ход и обращается в чистое созерцание – до самого финала почти ничего не происходит. «Убежище» начинается как наркоманская драма, но эту линию режиссер быстро бросает. Озон говорит, что не собирался снимать фильм с подобным сюжетом: просто ему захотелось поработать с актрисой Изабель Карре, а она оказалась на тот момент беременна. И это она здесь главная – ей, а не Мусс, подчиняется весь фильм.
К сожалению, и новая работа Озона – лента «Убежище» осталась за пределами всех табу, которые Озон еще не нарушил. При всей драматичности истории, убедительной актерской игры и присутствии всех элементов озоновского мира (маргиналы, геи, вызов буржуазному обществу) в целом картина сложилась проходная, и что самое печальное – предсказуемая.