Да-да, это все, включая гадалок, у него уже было. Да, эта недавно появившаяся, наоборот, стариковская манера заканчивать фильм прямо озвученной моралью может слегка раздражать. Но чем более легковесными, воздушными (последние уже можно сдуть дыханием) становятся алленовские фильмы, тем крепче ощущение, что это и есть самое важное, что может тебе дать незнакомый старый человек. И в день, когда эти фильмы закончатся, мы сами вдруг как-то резко и непоправимо состаримся.
Устранение себя из своих фильмов, как и приемы старого Голливуда нужны Аллену с единственной целью – максимально отстраниться от происходящего. Этот закадровый голос, закольцовывая фильм, цитирует «Макбета», мол, это еще одна история про жизнь, полную шума и ярости, но не имеющую смысла. Но цитирует неполно. Предыдущая строчка – «Рассказанная идиотом» опускается, идиот принципиально остается в стороне. Аллен понимает, что на хаос человеческих отношений действительно лучше смотреть через прочное стекло океанариума. Он оставляет своих героев в самый, казалось бы, кульминационный момент со словами типа «Ну все, на этом пора заканчивать». И он абсолютно прав – все это будет продолжаться до тех пор, пока не придет tall dark stranger, а ждать его придется еще долго. И это ни в коем случае не брезгливая стариковская мудрость. Просто люди и вправду гораздо проще, чем хотят казаться. А алленновские фильмы, в этом смысле, гораздо сложнее, чем кажутся на первый взгляд. И через некоторое время, когда отпадет шелуха значительности, выяснится, что именно этот человек напоминал нам раз в год о самом важном.
«Ты встретишь таинственного незнакомца» - это замечательный фильм для поклонников кино, в котором о серьезных проблемах говорят сквозь смех. После просмотра непременно оглянитесь в зал, и на всех без исключения лицах вы увидите блаженно-благодарную улыбку. Однако новая картина режиссера имеет все шансы понравиться самой прихотливой аудитории. «Ты встретишь таинственного незнакомца» - это вторая за последние годы лента Вуди Аллена, действие которой разворачивается в Лондоне. И это удивительно, зная многолетнюю нежную привязанность режиссера к Нью-Йорку. Неужто мастер исчерпал все темы родного города? Однако сюжет фильма и его реализация ничуть не пострадали от подобного переезда.
Среди трех других лондонских фильмов Вуди Аллена – «Ты встретишь таинственного незнакомца» стоит особняком. Он больше напоминает старые нью-йоркские трагикомедии Аллена: с той только разницей, что вместо американских невротиков здесь маются невротики английские, а взгляд режиссера с годами ожесточился. Аллен, кажется, не питает ни капли сочувствия к этим изъеденным страстями очерствевшим скоплениям комплексов — только брезгливость, а потому давит героев, как тараканов, и коварно подталкивает к пропасти. Режиссерскую симпатию в «Незнакомце» вызывают разве что блаженные эзотерики – носители слепой, иррациональной веры. «Незнакомец» вышел настолько типично алленовским фильмом, что американская пресса лишь пожала плечами — мол, такое кино Аллен мог снять и во сне, не приходя в сознание. На «Незнакомце» Аллен в очередной раз шлифует любимые приемы: всегда умевший просто говорить о серьезном, для беседы об экзистенциальных безднах Аллен берет вызывающе легкомысленный тон. Режиссер говорит, что для него съемки фильма — способ отвлечься, не думать о грядущей встрече с «незнакомцем» и не скатываться в спасительный маразм героя Энтони Хопкинса. Нам же остается только благодарить судьбу за то, что Аллен выбрал для себя именно такой метод терапии.
Комедия Вуди Аллена «Ты встретишь таинственного незнакомца» радует предсказуемостью. Разумеется, если вы согласны, что нет ничего более естественного, чем скепсис в отношении себе подобных. Никаких сюрпризов и откровений, выводы неутешительные и закономерные, первоклассные актеры интонируют речь и мимику самым предсказуемым образом. И, чего уж там, все это в том или ином виде у Вуди Аллена было. Так в чем секрет? Кажется, что, работая с повторяющимися сюжетами и мотивами, Аллен отточил их до такой степени, что превратил комедию нравов в комедию масок, суть которой — такие же импровизации известных публике персонажей на известные темы. Удовольствие получаешь от нюансов. Фокус и в том, что нюансы индивидуальны и, может быть, для вас Вуди Аллен припас что-то другое.
Все эти добрые, хорошие люди так или иначе несчастливы, а в своих попытках осчастливиться смехотворны и одинаково при этом безжалостны. О подобных особенностях людской природы Вуди Аллен снял не один десяток фильмов — и в издевательском указывании человечеству на подлинный итог его наивных устремлений с ним по-прежнему мало кто сравнится. Вот только почти невесомая легкость «Незнакомца» по своей утомительности сравнима с какой-нибудь «Мелиндой и Мелиндой», а едкое иронизирование над несчастными заблудшими героями порой выглядит здесь уже попросту стыдным. Да, всех нас рано или поздно ждет свидание с таинственным незнакомцем — но после «Незнакомца», кажется, впервые становится ясно: Аллену и самому очень и очень страшно.
После "Матч Пойнта" тон алленовских фильмов начал неуловимо меняться: он и раньше иронизировал над тупиками, в которые жизнь так или иначе приводит каждого человека. Но последние годы легкомысленные, почти сериальные коллизии кажутся театральными декорациями, закрывающими от нас экзистенциальную бездну; из бездны иногда сквозит. Очевидно, что смысл послания сейчас интересует автора гораздо больше, чем его форма — он словно не желает замечать, что два главных актера — Уоттс и Бролин — сильно проигрывают второстепенным. Оба нуждаются в направляющей режиссерской руке, оба не справляются сами. Но Аллену явно неинтересно с ними возиться, а зрителям, к сожалению, будет не очень интересно на них смотреть.