Обложечная красотка с грудью и попой, в хоррорах традиционно являющаяся пушечным мясом, у Коди не просто превращается из добычи в охотника — героиня не принадлежит себе задолго до того, как дьявол забрал себе пресловутое тело. Ходячий сборник мужских фантазий, Дженнифер изначально находится в рабстве у них, как самостоятельной единицы ее по большому счету вообще нет, а превращение эротического сна в кошмар, понятно, лишь вопрос концентрации; женщина — сосуд зла, о’кей, но только при условии, что вокруг соберется достаточно зацикленных на ней мужчин.
Создательницы «Тела Дженнифер», режиссер Карен Кусама и сценаристка Дьябло Коуди, явно хорошо помнят, что такое быть девочкой-подростком — и их фильм, смешной, остроумный, энергичный, немного кровавый, в первую очередь вышел именно об этом. То есть, выступление в жанре «Из чего же сделаны наши девчонки» вышло чрезвычайно убедительное; приплюсуем к этому бодрый тон, лихой саспенс и совершенно упоительную второстепенную линию о местной инди-рок группе, отвечающей за самую гомерически-смешную сцену фильма, и придём к радостному выводу. У Дьябло Коуди опять всё получилось.
Как вы поняли, я в восторге от этого комедийного ужастика. Казалось бы, обычный сюжет, но за диалогами и черным юмором скрывается проблема своеобразной оторванности подростков от жизни, тотального непонимания друг друга и естественного желания быть самим собой, а не тем, кем тебя хотят видеть. Т.е. перед нами очередная история о некоммуникабельности. Особенно интересно наблюдать после просмотра за молодежью в метро. Здесь вы найдете и Дженнифер, и Аниту, и Чипа. И будете вы смотреть на них с загадочной улыбкой, словно что-то знаете о них, что они сами о себе не знают.
Обращение юных нимфеток в абсолютное зло обыгрывается в контексте хоррора не в первый раз: к подобной тематике обращались многие — от Брайана де Пальмы («Кэрри») до Джона Фоссетта («Оборотень») — но с такой необузданной наглостью, коей пробивают себе дорогу перечисленные выше женщины, не снимал пока еще никто. С томностью, присущей рекламе дорогих французских духов, авторы-создательницы живописуют ад, скрывающийся в телесном обличии королевы школьного бала. Фильм в какой-то мере походит на медицинскую карту, в которой вместо подробной истории сопутствующих заболеваний законспектированы особенности нежного возраста.
«Тело Дженнифер» на первых же кадрах шлет приветы «Твин Пиксу», а в дальнейшем подмигивает еще доброму десятку ужастиков от треша до «Сердца ангела». Сосчитать все отсылки почти невозможно, да и не нужно – это, в конце концов, не какие-нибудь «Прогулки по американскому хоррору с Дьябло Коуди», которая, кстати, является преданной фанаткой жанра. Тем более что одной эрудиции для такого упоительного зрелища явно недостаточно. Единственное, что, по сути, можно предъявить «Телу Дженнифер», так это то, что от него не страшно. Да, здесь есть большие зубы и кровавые ручейки, но саспенс нагнетается не удачными ракурсами, а парой элементарных спецэффектов. Заставить бояться и смеяться одновременно, как это сделал недавно Сэм Рэйми в своем «Затащи меня в ад», девушкам не удалось. Зато все остальное на месте.
По стилистике фильм представляет собой что-то смутное и неопределенное. Местами смахивает на классический молодежный трэшак конца 80-х, а местами – на современные, излишне гламурные «Сумерки». Драматизм отношений между подружками претендует на глубину, но передается урывками, а лесбийская нотка скорее веселит, чем заставляет задуматься о дьявольской сути женской сексуальности. Получилось какое-то странное ассорти из трупов вперемешку со вздохами и проблесками черного юмора.Пожалуй, самое примечательное в фильме то, что сняла его известная феминистка-лесбиянка Карин Кусама, и сняла по сценарию лауреатки «Оскара» Диабло Коуди, бывшей стриптизерши и операторши службы «Секс по телефону». Плюсы все же есть: это и великолепный рок-н-ролльный саундтрек, и неподражаемая в своей ненависти Аманда Сэйфрид, и яркая картинка, и грубоватый юмор тинейджерских ужастиков конца XX века. Разок посмотреть можно.
Нет тут ни мистики, ни триллера, ни подростковой комедии. А один сплошной иллюстрированный учебник психоанализа. Это рассказ о своеобразной девчачьей дружбе. О любви, переходящей в ревность, о бесконечной зависти и вечной мести. Обо всех тех демонах, что скрываются в прелестных головках взрослеющих девочек из старших классов. О том, почему страдают, и как себя видят в воображении лучшие подруги. Вот где ужас-то. «Тело Дженнифер» — это женское кино в квадрате, написанное женщиной-сценаристом и снятое женщиной-режиссёром. Кусама и Коди нашли друг друга и поняли с полуслова. Вот только жаль, что зрителей, которые поймут их, будет, боюсь, совсем немного.
Конечно же, нон-стоп-обсуждение позывов подростковой животрепещущей плоти придает необходимую пряность этому «Сексу в большом аду», а частое упоминание Гамлета, Иисуса и Рокки Хоррора говорит о недюжинном интеллектуальном потенциале конструкторов – или, вернее, конструкторш – «Тела Дженнифер». Возможно даже, именно так будет выглядеть место, куда попадут после смерти многие обитатели нашей планеты, включая, вне всякого сомнения, и авторов Jennifer’s Body. Тем не менее мы уверены, что в деле мировой эволюции мелкие бесы озабоченных американских школ – боковая и тупиковая ветвь, никак не дотягивающая до высот жанра, а самонаводящееся торпедоносное тело Дженнифер, при всех книксенах и реверансах в его адрес, явно не способно тягаться с Телом Господним в рекрутинге человеческих душ.
Складывается ощущение, что если бы с девушек сняли намордник, и эти умницы снимали не молодежный комедийный хоррор со звездой и обязывающим промо-бюджетом, а просто кино про одержимую демоном школьную красавицу, все сложилось бы совершенно иначе. Уж больно чувствуется презрение к низкому жанру. Разочаровавшись, остается смотреть на тело Меган и тут комментировать нечего. Вот только разочаровываться не стоит — если бы за фильмом стояла не столь причудливый и многообещающий девичник, "Тело Дженнифер" показался бы тем, чем и является — симпатичной комедий с демонами, исполненной здоровой ненависти к воспалению под названием "старшая школа".
В самой идее иронического хоррора есть, видимо, что-то глубоко порочное. Сделать сразу и смешно, и страшно с конца 80-х не получается почти ни у кого, приходится выбирать на ходу, и заманчивый оксюморон в итоге распадается на случайное прилагательное и вялое существительное. Главный, видимо, изъян Дьябло — неспособность сочинить увлекательный сюжет — в «Джуно» как-то скрадывался, а тут торчит всю дорогу самым приапическим образом. Меган Фокс, раз уж зашла речь, свою первую главную роль играет насколько дисциплинированно, настолько и скучно — кажется, Мерил Стрип из нее все-таки не получится (в отличие, кстати, от девушки Сейфрид). Режиссер Кусама прет как танк, не разбирая дороги и явно не вполне понимая, чего от нее еще хотят.
Ожидаемой бомбы, подогретой, к тому же, массированной рекламной компанией, не получилось. Кроме серии киноманских радостей с цитатами, отсылками и намеками, пародии на подростковые триллеры и шуток, по традиции благополучно угробленных в процессе дубляжа, в сухом остатке — хаос, невнятный сюжет, примитивные диалоги и актерское мастерство Меган Фокс, напоминающей старый анекдот про певицу, потерявшую голос: «а ты просто ходи — туда, сюда». Впрочем, к ней-то как раз вопросов меньше всего — и сама роль, и бремя самой сексуальной старлетки Голливуда вариантов для маневра в первой главной роли в ее фильмографии не предоставили. Тут, скорее, сработали минусы сценария и (или) его режиссерского воплощения.
"Тело Дженнифер" обещало быть роскошным - первым в своем роде остроумным ужастиком с сексапильной красоткой в главной роли, но не для тупых тинейджеров - а для обезображенной интеллектом аудитории. Оглушительный провал фильма - содержательный и в прокате - можно считать в основном режиссерской неудачей. Карин Кусама, оказавшись между словесной игрой Диабло Коди и формами Меган Фокс, толком "ниасилила" ни то, ни другое. Говорят, человек использует возможности своего ума лишь на пять процентов - примерно на этом уровне Кусама реализовала потенциал проекта в "Теле Дженнифер". Хороший урок для Фокс и для Коди - больше не даваться в руки "режиссерам MTV".