Фильм Тайна в его глазах расскажет нам историю советника по юридическим вопросам в отставке, который пишет роман, надеясь найти завершение одному давнему делу, связанному с убийством и безответной любовью. Спустя десятилетия это дело до сих пор не даёт ему покоя.
Двухчасовой фильм аргентинца Кампанельи, отобравший иноязычный «Оскар» этого года у «Пророка» и «Белой ленты», берется отработать сразу за троих — как криминальный триллер, аллегория про последние 30 лет аргентинской истории и размышление о свойствах памяти, старении и сожалении о прожитом. Удивительнее всего, что это ему более-менее удается.
Фильм Кампанеллы для тяготеющего к эпическому размаху «Оскара» – выбор практически идеальный. Начавшись как камерная кабинетная драма, прыгающая между баром и заваленным бумагами офисом, фильм разражается погоней на переполненном стадионе. А локальный криминальный сюжет перерастает то в неожиданную метафору истории Аргентины, то в поиски смысла существования и размышления о прожитом. Случайное зверство, несостоявшийся роман, смерть друга, бегство, неудавшийся брак – все эти события берут начало в одной точке пространства и времени, к которой герой с остервенением возвращается снова и снова в угоду свербящему чувству «а что, если бы». Кстати имейте в виду, что собственно детектив заканчивается в фильме ровно на середине, неспешность ленты граничит с откровенной медлительностью, а обстоятельность с занудством. Так что, зацепит вас «Тайна в его глазах» или вызовет приступ сонливости, дело даже не вкуса, а вопрос темперамента.
Финал примиряет зрителей с необходимостью терпеть столько времени не очень вразумительный сюжет, и позволяет постичь и согласиться с некоторыми из многочисленных философских сентенций этого неспешного, мрачноватого до состояния Средневековья, фильма. Фильма, который вызывает желание досмотреть историю до конца, но не вызывает желание окунуться в нее повторно.
Вообще-то «Тайна в его глазах» получила в этом году «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» — правда, сложно сказать, почему (возможно, у кого-то в академии случилось помутнение рассудка). Герои аргентинского режиссера Хуана Хосе Кампанеллы проводят не самое типичное расследование в истории кино. Куда только не заводит их собственная дедукция, в какие только нелепые ситуации не ставит! Иногда Кампанелла даже поднимается над непреднамеренной абсурдностью ситуаций и достигает настоящего слэпстика. Для полного соответствия законам жанра тут не хватает только смеха за кадром.