«Супер-8» — поставленная Дж. Дж. Абрамсом и спродюсированная Стивеном Спилбергом идеальная молодежная мелодрама о любви к девушкам и кино, подкрепленная инопланетным монстром. Для того чтобы полюбить картину, не обязательно иметь за плечами, как ее герои (и как Спилберг с Абрамсом), опыт беготни после уроков по оврагам с любительской камерой. Вполне достаточно вспомнить обложку советского издания сборника рассказов Брэдбери «Р значит ракета». Застывший среди желтого пшеничного поля мальчик в джинсах аутентичного цвета индиго, задрав голову, вглядывается в подмигивающее звездами огромное черное небо — идеальный, хотя и едва ли коммерчески состоятельный постер к «Супер-8».
В результате мы получили весь букет эмоций, наблюдая так близкое нам общение и переживания обычных подростков. Это сопровождалось настоящими взрывами экшна, красивейшими визуальными решениями и очень эмоциональной музыкой. Не скроем, что в течение всего просмотра отчего-то щемило сердце. Вспоминались детские годы, когда мы сидели перед телевизорами и, боясь набрать в грудь воздуха, смотрели «Инопланетянина». Эти чувства волшебным образом снова проявили себя благодаря «Супер 8».
Снятый Джей Джей Абрамсом и спродюсированный Стивеном Спилбергом "Супер 8" — почти забытый сегодня случай. В том смысле, что авторы фильма в первую очередь сами получают удовольствие от происходящего, а потом уже думают, как бы понравиться целевой аудитории Джастина Бибера, не отпугнув при этом членов общества садоводов, которые при хорошем раскладе приведут на фильм членов общества защиты домашнего скота. "Супер 8" — детская мечта и Спилберга, и Абрамса, даром что их разделяют 20 лет, и так уж вышло, что у выросших на "Индиане Джонсе", "Звездных Войнах" и "Инопланетянине" мечты об идеальном фильме примерно те же. Здесь полно отсылок и подмигиваний для тех, кто давно скучает по тому кино3D и делавшим его ребятам, но и без них "Супер 8" смотрится на ура. Он остроумный, трогательный, дико увлекательный. Детская мечта. В общем, как говорится в другом хорошем фильме, "to me, you are perfect".
Это и есть настоящие приключения, когда всё неправда, но в неё так хочется верить, что попросту глупо начинать рассуждать, а чо это какой-то жалкий пикап своротил с полотна несущийся тяжёлогружённый состав, или чо это паук так долго банальный электромагнит собирал и так далее. Всё это не более чем условность, а вот желание доснять фильм — не условность, тили-тили-тесто — не условность, даже вся эта в общем достаточно притянутая за уши тех драма про маму главгероя — тоже не условность, потому что то, как играют актёры, её не разрушает, а подкрепляет, и при этом никакие фантдопущения авторам не требуются, оставаясь просто красивым задником. Именно этого до боли в натруженной режиссёрской печени не хватает современным блокбастерам вроде хитровымученных «Тора» и «Зелёного фонаря» — там всё настолько холодно-расчётливо, что больше напоминает снулую рыбку в морозильнике — даже на вид несъёдобно. И двухминутный фильм «Дело», снятый главгероями, стоит десятка таких «фонарей».
Фильм Абрамса не только достойно заполняет паузу между майскими и июльскими блокбастерами, но и служит прекрасным напоминанием о том времени, когда мир был огромен и полон приключений, когда твои друзья были готовы пойти с тобой на край света, когда взрослые казались существами с другой планеты, а для того, чтобы зафиксировать некое странное событие, нужно было быть обладателем чуда техники - камеры формата "Супер 8".
Ну, вот. Другое дело. Режиссер Джей Джей Абрамс наконец-то начинает догонять свою репутацию нового волшебника и кудесника большого развлекательного кино, практически Спилберга нулевых. В его новом фильме «Супер 8» полно настоящего чуда — и пусть длинную дистанцию Абрамс в таком режиме всё же не выдерживает, этого чуда вполне хватает, чтобы в лето сплошных сиквелов объявить «Супер 8» главным развлечением сезона.
Абрамс – один из лучших на сегодняшний день голливудских ремесленников. Он профессионально имитирует инфантилизм, расчетливо (оттого, может, и не так действенно) включает фирменную спилберговскую сентиментальность, успешно удерживает внимание зрителя, ожидающего обещанного сюрприза. Вот только не учитывает, что зрителю этому – не больше пятнадцати лет, даже если по паспорту ему за сорок. И когда в итоге он говорит детям: «Все, ребята, поиграли и хватит, живите дружно, а сюрприза не будет»… впрочем, всякий знает, как в таких случаях ведут себя дети.
Самое интересное в «Супер 8» – не фантастическая его часть, представляющая собою довольно дикий винегрет из «Инопланетянина», «Трансформеров», «Войны миров» и еще примерно дюжины экземпляров жанра. Самое интересное в «Супер 8» – история рождения целого кинопоколения, которое в 60–70-х, будучи примерно десяти-четырнадцати лет от роду, брало в руки любительскую камеру с восьмимиллиметровой пленкой и шло снимать свои первые шедевры.
Своим новым фильмом «Супер 8», спродюсированным самим Стивеном Спилбергом, Джей Джей повторяет уже не раз проделанный трюк — вот только на этот раз у него впервые ничего не выходит. Вся фантастическая линия в «Супер 8» служит лишь фоном для истории о юношеском взрослении, а фильм внутри фильма — благодарностью Спилберга и Абрамса к восьмимиллиметровой камере, с которой у обоих и началась карьера в кино. Неудивительно, что при таком раскладе снятая школьниками самодельная короткометражка, которую в качестве бонуса покажут на финальных титрах, выходит остроумнее и занятнее всего остального фильма.
Идея смиксовать спилберговского «Инопланетянина» c абрамсовским «Монстро» — эффектная в теории, но на практике это как смешать кока-колу с пепси. И то, что в начале «Супер 8» так ловко будит в зрителе внутреннего пятиклассника, в итоге срабатывает против фильма — тут даже не разочарование, а элементарное детское «да ну-у-у». Внутренним детям, как и настоящим, до лампочки заслуги, концепты и чужая ностальгия; они неразборчивы, им, в общем, не много надо для счастья, но они знают разницу между пепси и кока-колой.
Можно даже не обращать внимание на сюжет, который в погоне за драматизмом приносит в жертву вменяемость иных персонажей. Только где-то под конец фильма Спилберг и Абрамс спохватываются и пытаются погасить разбушевавшуюся ностальгию. В ход идут шутки про обдолбанных, устраивается фейерверк и парад бездушных спецэффектов (из-за чего в сценарии начинают проявляться дыры). Даже инопланетянин попадает в фокус камеры! Но зачем? Ребята, мы уже поняли — вам это не в кайф.
Можно сказать, в результате скрещивания «Инопланетянина» с «Монстро» победило «Монстро» — та же неведомая фигня в финале, только на лицо ужасная, но добрая внутри. Многих поражает высочайший рейтинг и обилие лестных отзывов о фильме. Все объясняется просто: имя Спилберга на постере указано едва ли не крупнее, чем имя Абрамса, хотя в реале он всего лишь один из штатных продюсеров. Ну, раз там Спилберг, надо хвалить. Иначе заминусуют! Только вот какого толку расхваливать фильмы, вгоняющие в сон сразу после вступительных титров?! Да, возможно, я что-то недопонял, где-то недоглядел. Фильм, все-таки, для детей. Согласен, для детей. Сферических детей в вакууме.