В фильме Судная ночь показан мир будущего, в котором разрешается в одну ночь года творить безнаказанно абсолютно любой беспредел: убийство, ограбления, изнасилования, кражи и тому подобное. Позволено абсолютно всё.
Такой проработки характеров главных героев в фильмах ужасов не было уже давно, да и вообще внимание создателей к деталям поражает. Режиссёр не создал шедевр, его фильм не обречён на попадание в золотые фонды кинематографа, но подобные ленты едва ли можно забыть.
"Судная ночь" вскрывает и будоражит самые дикие человеческие устремления, мастерски обыгрывая поднятую им самим тему разрешенного насилия, не забывая над этим периодически размышлять, пусть и не вслух, а используя головы проницательных зрителей.
В картине содержится глубокая этическая подоплека: возможность выбора между добром и злом, смирением или насилием, защитой или кровью. Режиссер проверяет: а что бы выбрал ты?
Могу лишь сказать, что фильм хоть и определяется, как триллер, но страшного в нем ничего нет – немного убийств, немного гнетущей атмосферы. Все это можно потерпеть, ибо далеко не каждый день попадается фильм, который, во-первых, интересно смотреть, и во-вторых, интересно обсуждать.
В сущности, Джеймс ДеМонако с пугающе буквальной точностью идет здесь по страницам двух знаменитых книг Рене Жирара – «Насилие и священное» и «Козел отпущения», совершивших переворот в новейшей антропологии и предъявивших миру господствующую в нем дурную бесконечность неискупаемого жертвоприношения.
"Судная ночь" малоизвестного режиссера Джеймса ДеМонако оказывается вполне себе жизнеспособным триллером, пульсирующим в ритме кровотока из открытой вены, которую вот-вот грамотно перевяжут, потому что "безумие с мандатом на безумство" - это новая забавная игра цивилизованного общества.
«Судная ночь», как ни странно, заставляет вспомнить фильм, в свое время возмутивший американцев: «Догвилль» Ларса фон Триера. Несмотря на совсем другой жанр и внешний антураж, датский режиссер смоделировал похожую ситуацию и вынес обществу аналогичный вердикт.
"Судная ночь" — крепкий малобюджетный триллер о семье в осаде, типичное жанровое кино, снятое на коленке в кратчайшие сроки Джеймсом ДеМонако, для которого это второй режиссерский опыт. Критики заученно попеняли ДеМонако, что он упустил массу возможностей для социальной сатиры, в изобилии предоставленных ему жанром антиутопии.
Камерная драма, все действие которой происходит в четырех стенах, а самые трагические события разыгрываются в человеческой душе, превращается в фантастический боевик с погромом пополам.
«Судная ночь» — это в первую очередь триллер, где «хорошие» пытаются дать отпор «плохим». Озвученный социальный контекст не перебегает дорогу саспенсу, а лишь делает его чуть более привлекательным.
Фактически, вся остросоциальная риторика режиссёра-сценариста Демонако позволила стравить на одном поле отмороженную банду Алекса из «Заводного апельсина» и простого человека на страже частной собственности (горячий привет Дастину Хоффману).
В результате так старательно транслируемое авторами с экрана «не убей» уступает пальму первенства совсем другой заповеди: «В строгости расти детей своих, иначе пожрут они все, что произрастает в саду твоем».