В фильме Шрэк навсегда (Шрек 4) после всех своих приключений Шрэк превратился в одомашненного семейного огра. Вместо того, чтобы пугать жителей деревни, Шрек неохотно ставит автографы на их вилах и мечтает о тех временах, когда он был простым огром. Решив вернуться на один день в прошлое, Шрек заглючает сделку с хитрым Румпельштильцхеном, но тот его обманывает и отправляет в альтернативную реальность, где Шрек и Фиона незнакомы, на огров объявлена охота, а правит всем сам Румпельштильцхен. Теперь Шреку предстоит вновь завоевать любовь Фионы до рассвета следующего дня, чтобы сделка была расторгнута, и всё вернулось на круги своя.
Четвертый "Шрэк" - если не лучший из всех, то уж точно - лучшее из всех "Шрэков", которые радуют нас с 2001 года. На Шрэка снова смешно охотятся, осел поет, кот строит глазки (и не влазит в сапоги), а Фиона - потрясающая огр-амазонка, от которой глаз не отвести. Мало сказать, что "Шрэк навсегда" заряжен юмором и стебом - в нем целый ряд истерически смешных сцен, в которых даже не хохочешь, а попросту пищишь и стучишь кулаком по коленке.
Стоил ли четвертый «Шрэк» такого пафосного, я бы сказал, отношения к себе голливудских продюсеров? На исходе второй трети фильма ощущение того, что перед нами современный мультик, парадоксальным образом теряется: настолько проработан сюжет, искрящийся уморительными гэгами и афористичными фразами; качество юмора делает честь сценаристам, а зритель испытывает при этом уважение к себе и получает удовольствие от многочисленных постмодернистских «крючков» и «зацепок». Расчёт авторов, и не в последнюю очередь, продюсеров верен и прицельно точен. «Шрэк навсегда» – качественный «мульт» и «демисезонный» хит.
Рискуя нарваться на укоризненные взгляды максималистов и перфекционистов всех мастей, всё-таки донесём до сведения общественности: "Шрэк навсегда" — достойное завершение (ну, вы поняли) оргозелёной саги. Не тот случай, когда хочется шмугнуть носом и пожаловаться окружащим на попавшую в глаз песчинку, но и говорить всякие злорадные гадости нет вообще никакого резона. Подобные финалы оставляют после себя пусть слегка подёрнутые дымкой, но всё-таки приятные воспоминания. На то, собственно, и расчёт.
Шрек, оказывается, и вправду непобедим – ни перевод в формат 3D, ни один из худших голливудских режиссеров Майк Митчел («Пережить Рождество» и на секундочку «Мужчина по вызову») его уже не способны испортить. Через несколько лет только самые преданные из подросших фанатов смогут отличить вторую часть от третьей, а третью от четвертой, и это, наверное, самое лучшее, что могло произойти с невинной шуткой, незаметно разросшейся до тетралогии. И теперь уже вроде точно последняя ее часть ничем не уступает ни одной из предыдущих, включая первую.
Прощаться со Шрэком грустно, и уж совсем не хочется играть в "лучше, чем третий фильм, но хуже, чем второй", "лучше, чем второй и почти как первый" и так далее: очень уместное 3D, превратности семейной жизни для взрослых и гигантский зубастный гусь в подручных у Румпельштильцхена для детей, приключения и битвы — все, что нужно поклоннику харизмы огра в "Шрэке навсегда" присутствует. Может быть, чуть не хватает того радостного изумления, которое было, когда Фиона первый раз взорвала пением птичку — но первый раз всегда первый раз, единственный и неповторимый.
Окончательно исчерпав ресурс своей исходной идеи об относительности понятий «симпатичный» и «несимпатичный», эпопея про Шрэка на четвертый раз с головой ухнула в гущу экзистенциальных проблем. Смысл жизни, природа человеческого — и нечеловеческого — счастья, вечный обман ностальгии: кажется, решив, что эта серия будет последней, создатели (кто бы они ни были — режиссер тут, как уже заведено, снова новый) отважились на не свойственные компьютерной анимации последние вопросы. Впрочем, ответы у них, к счастью для взрослой части аудитории, вполне традиционные, как и, к счастью для детской, шуточки и приколы.
Авторы сериала круто переложили руль на пути к гран-финалу. Что ж, у них не было выхода: даже самые нетребовательные зрители, посмотрев триквел, поняли, что цикл выдыхается. На постмодернистском обыгрывании клише сказок ныне уже далеко не уедешь, оттого идея добавить четвертому «Шреку» драматизма кажется удачной. С другой стороны, прибавив в психологической достоверности, кино все-таки проигрывает своим предтечам в динамике и остроте гэгов, а сюжет при ближайшем рассмотрении оказывается, скорее, «перезагрузкой» концепции, чем революционным обновлением. Тем не менее, уступая первой и второй частям, «Шрек навсегда» ощутимо превосходит третью. А это значит, что посулы достойно завершить мультсагу авторы в целом сдержали, поставив красивую точку в истории добродушного огра.
Четвертый «Шрек» – самый мягкий, самый «детский» (имеется в виду не уровень, а целевая аудитория), самый серьезный и самый остросюжетный из всего цикла. Майк Митчелл и его сценаристы практически совершенно обошлись без сального юмора, переполнявшего первые две части, хотя и не смогли в начале удержаться от юмора пищеварительно-выделительного: отрыжка и метеоризм в семействе заглавного героя сильно превышают допустимый природоохранными инстанциями уровень. Впрочем, с неизбежными телесными эксцессами следует смириться, поскольку речь идет о такой базовой вещи, как «семейство»: ведь четвертый «Шрек» – это, натурально, сеанс семейной терапии.
Казалось бы, шутка про зеленого великана, повторенная уже в четвертый раз, не может снова оказаться смешной, да и сюжетные возможности себя исчерпали. Ан нет, «Шрэк навсегда» нагло выруливает из тупика, прокладывая маршрут для подзастрявших франшиз — когда не знаешь, что еще выдумать, можно взять в оборот альтернативную реальность и полностью обнулить рассказ. Но сюжет «Шрэка навсегда» держится не только на этом трюке: гораздо интересней то, что пока мультфильм развивался технически (так, «Шрэк навсегда» выпущен в формате 3-D), герой франшизы тоже развивался и рос. «Шрэку навсегда» далеко до «Валли» и «Вверх», но это, пожалуй, самый взрослый мультфильм из всей франшизы.
У четвертого "Шрэка" есть несомненный плюс - он несколько лучше практически отстойного третьего "Шрэка". Но есть и несомненные минусы. Главный из которых заключается в том, что он безнадежно и навсегда отстал от первых двух. В общем и целом - слегка получше третьей части, так что четвертого "Шрэка" от нечего делать даже можно и посмотреть. А можно и не смотреть - ничего не потеряете. И все это показывает, что с приключениями зеленого, но симпатичного людоеда пора кончать. Нет у него уже никаких приключений. Закончились все.
Авторы ориентировались, очевидно, на «Эту прекрасную жизнь» Фрэнка Капры, оттолкнувшись от забавной предпосылки: а что, если бы Шрэка, переквалифицировавшегося из жуткого огра в примерного семьянина, накрыла волна невыразимого уныния от осознания бесполезности прожитой жизни – подобно Джорджу Бэйли в исполнении Джеймса Стюарта?! Вот только вместо доброго ангела, присланного на помощь небесами, оказывается тут как тут злобный карлик Румпельштильцхен, порождение мрачной фантазии братьев Гримм, который, уйдя от плетения золота из соломы, вознёсся до мефистофельских высот чёрной магии, став – практически по Владимиру Высоцкому! – полноправным «вруном, болтуном и хохотуном». И бедняге Шрэку, осознавшему глубину понесённой потери ещё быстрее, чем Джордж, придётся приложить массу усилий, чтобы выполнить условия расторжения кабального контракта.
Конечно же, это распоследнее снобство — смеяться над тем, что в мультфильм не закладывали, но ничего не поделаешь: «Шрэк» прощается со зрителем в тот самый момент, когда вынужденное заигрывание со школьниками младших классов стало ревностно превалировать над взрослым концептом. И этот осмысленный уход заслуживает как минимум уважения. Так что отставим свои снисходительные поругивания при себе. Ровно, как и сакраментальные речевки вроде «уходя — уходи», которые если и произносить, то уж лучше шепотом. Мало ли что.
«Шрек навсегда» правда движется очень легко и динамично — тут хватает шуток и бодрых сцен, творчески перерабатывается масса сказок и не только (есть даже, не поверите, привет группе Beastie Boys), и скучать эти полтора часа точно не приходится никому. Но есть при этом какая-то досадная загвоздка, которая мешает провозгласить четвертого «Шрека» триумфальным возвращением к корням. Такая, что из зала выходишь не улыбаясь во весь рот (хотя весь фильм только этим и занимался), а скорее пожимая плечами. Видимо, дело тут примерно в той же проблеме, в которую угодили с опережением на серию и коллеги по «Ледниковому периоду» — трудно всерьёз увлекаться, когда со знакомыми вдоль и поперёк героями происходят исключительно привычные вещи. В общем, рисованное пособие по семейной терапии, разноцветное, в меру увлекательное, в 3-Д.
Заключительная часть «шрекианы», которая, кажется, сделала всё, чтобы действительно стать таковой. Шутки давно кончились, клоуны давно разбежались, а цирк всё никак не уедет, ибо сборы только растут от раза к разу. И самое грустное тут в том, что все проблемы второй половины сериала — банальная лень сценаристов, которым почему-то отлично удаются драматические (а потому необязательные) эпизоды, но которым просто влом придумать пару шуток. Ведь семейная жизнь — это так скучно, об этом вам с удовольствием расскажут сценаристы ситкома «Как я встретил вашу маму», умудряющиеся успешно шутить на этот счёт уже пять полных сезонов кряду. И ничего. Причём и не скажешь, что Шрек куда-то там «скатился», и в откровенном саботаже авторов не обвинишь — всё вроде не хуже, чем было в третьей части, и все вроде стараются, а получается всё какой-то не Шрек, а Гамлет, согласно заветам «Маппет-шоу».