В мультфильме Рапунцель: Запутанная история ещё крошкой принцесса Рапунцель была похищена и заперта в скрытой от посторонних глаз башне. Спустя годы прекрасная принцесса выросла, а её волосы стали невероятно длинными. Однажды возле башни появился молодой разбойник Флинн, которого Рапунцель смогла захватить в плен. Принцесса заключила с ним договор, чтобы Флинн показал ей окружающий мир и помог узнать откуда появляются таинственные огоньки, которые она видит в каждый свой день рождения.
"Дисней", на мой взгляд, реабилитировался. Фильм сделан в их традиционной манере, выглядит вполне "диснеевским" и при этом - очень и очень качественный и удачный. Посмотрел с огромным удовольствием и считаю, что работа - просто на пятерку! То самое волшебство мультипликации, которое сопровождает только самые лучшие их работы. Отличный подарок на юбилей - и самой студии, и всем нам. Посмотрите, оно того стоит!
В «Рапунцель» вы найдете редкое для наших дней сочетание музыкальных номеров, доброго юмора, цитат, а также умопомрачительных 3D-эффектов и трюков. Любой взрослый запросто может почувствовать себя ребенком, а дети будут просто в восторге от Паскаля и Максимуса. Что же касается прорисовки персонажей и 3D-эффектов, то диснеевская команда подошла к этому взвешенно и тщательно. Как, впрочем, и всегда. Глаза нисколько не устают от головокружительных погонь за Флином и Рапунцель. Каждый персонаж обладает своими неповторимыми деталями. А город, украшенный сотнями взлетающих в небо фонариков, просто целиком захватывает наше воображение.
Трудно сказать что-нибудь критическое про "Рапунцель". Мало того, что сковородка и хамелеон, готовый шмякнуть мокрым языком прямо в ухо - так еще и мультик этот получился почти идеальным, сразу по выходу став настоящей живой классикой. "Рапунцель" удивительно гармонично сочетает классическую историю про принцессу и рыцаря, кучу колоритнейших второстепенных героев, отменный юмор, трогательную романтику и красоту каждого кадра. И если вас еще не тронул этот солнечный лучик - не пропустите безусловно лучший мультфильм года. "Рапунцель" - это самое сказочное волшебство кино в концентрированном виде, и "Дисней" в очередной раз прав: теперь я вижу свет...
Помните, как когда-то в детстве всё вокруг выглядело таким предельно простым и ясным? Были плохие люди, были хорошие, а слово «дуализм» вызывало ассоциации с благородными дуэлями, но уж никак не с особенностями запутанного человеческого характера. Так вот, «Рапунцель» способна вернуть вас в эти дивные времена буквально за считанные минуты: и именно поэтому во время мультфильма не отпускает ощущение какой-то невероятной лёгкости и подлинного счастья. Кажется, что ты только что победил всех врагов, обрёл миллион верных друзей, нашёл любовь всей своей жизни, достал для неё Луну с неба, свернул горы и ради её звонкого смеха готов свернуть хоть целый горный хребет. А потом ты выходишь из зала и с радостным изумлением понимаешь, что это чувство никуда не делось — жизнь по-прежнему прекрасна, тебя окружают только замечательные люди, а вечная любовь если ещё и не постучалась в дверь, то ждёт где-то за углом — достаточно сделать пару шагов, протянуть руку и коснуться её кончиками пальцев.
По своей драматургической конструкции «Рапунцель...» - это традиционная диснеевская схема, которая подразумевает наличие обязательных музыкальных номеров, раскрывающих глубину характеров всех главных персонажей. И надо отдать должное композитору и сценаристу, которые на высшем уровне интегрировали песни и мелодии в сюжет, превратив историю не в обычный нарисованный мюзикл, а в ярчайший аттракцион с крепкой проработкой всех линий, с четким прологом, который сразу расставляет все по местам. Когда начинаешь смотреть этот мультфильм, то поначалу ставишь его в один ряд с компьютерными мультблокбастерами последних лет, при просмотре которых жители всей нашей планеты надорвали животики от смеха не на один миллиард долларов. Но досмотрев этот мультфильм до конца, вы и сами поймете, что такого катарсиса не испытывали в кинотеатре давно. Это возвышает «Рапунцель...» над всеми конкурентами в жанре и может помочь ей претендовать на звание настоящего произведения искусства.
Если уже при Лассетере сделанная, по старинке отрисованная «Принцесса и лягушка» была скорее упражнением в жанре «классический диснеевский мультфильм», то с «Рапунцель» принципиально другая история. Это компьютерная анимация, и это 3D, т. е. то, что сегодня делает анимационный фильм конкурентоспособным. Но при этом «Рапунцель» — классический диснеевский мультфильм: с хорошей историей, глазастой принцессой, зверушками (ироничными или просто с пушистыми ушами). Все как полагается. Вообще кажется, что формула, по которой сделана «Рапунцель», какая-то очень простая: талантливая анимация, смешной хамелеон, одна хорошая песня про любовь, трогательная лошадь-следователь, девушка красивая, китайские фонарики в ночном небе. А при этом первый раз за черт знает сколько лет возникла угроза зареветь на диснеевском фильме.
«Дисней» продолжает двигаться в обратном направлении, за что остаётся лишь искренне порадоваться. Торчавшие из-за «Рапунцели» зелёные уши оказались наваждением. Знакомая сказочка про высокую башню и заточенную в ней длинноволосую красавицу не превратилась в осточертевшую фэнтэзийную пародию с массой киноцитат и аллюзий на нашу бытовуху. Единичное припоминание «Миссии: Невыполнимой» не в счёт — этим даже последние «Игрушки» побаловались. Нет, новый проект Лассетера — это очередной шаг назад, но в хорошем смысле. Ещё одно изящное па в ностальгическом танце на скелетах собственной классики, начатом «Зачарованной» и продолженном «Принцессой и лягушкой». Выходит, надежда есть. Раз получилось столь искусно разыграть банальщину, чтоб даже некоторых циников тронуло, то, может, получится с чем-то более масштабным и глубоким? И глядишь, скоро Лассетер с молодой гвардией режиссёров избавит «Дисней» от необходимости прикрываться «Пиксаром».
«Рапунцель», безусловно, завораживает продуманностью и филигранностью: одна сцена с запусканием тысяч фонариков, списанная с индонезийского ритуала, может заставить пустить слезу восторга даже у самого бездушного циника. Жаль только наивного мира «Русалочки» и «Белоснежки», который, судя по всему, окончательно уходит в прошлое. Говорят, что это последний фильм Disney про сказочных принцесс. Придется привыкать к тому, что современные принцессы лупят врагов сковородкой, а будить этих принцесс будут не поцелуи, а волшебное прикосновение 3D.
Графика в фильме предсказуемо отменная, с уклоном в стиль рококо. Любой кадр можно забрать в рамку и вешать на стену как произведение искусства. Шутки часты и забавны, пускай и лишены принятой ныне постмодернистской остроты: кино больше рассчитано все-таки на детей, и приколы с подковыркой уступают пальму первенства романтике и приключениям. Однако это не значит, что авторы забывают подмигивать взрослым зрителям, приведшим своих чад на сеанс. Так, мы с изумлением обнаружили в картине неочевидный гэг, обыгрывающий сцену с фигуркой единорога из «Бегущего по лезвию»! Отдельно отметим качественный дубляж ленты. За кадром звучат голоса Виктории Дайнеко, Григория Антипенко и Марии Кац, подаривших свой вокал, соответственно, Рапунцель, Флинну и ведьме-мачехе. Отличная работа!
Обогатив сюжет братьев Гримм массой психологических находок (героиня с явным неврозом, герой с задавленным комплексом неполноценности), а свою мультипликацию — свойственной родной для Лассетера студии Pixar неслучайностью решений, «Дисней» получил фильм, который хочется сравнивать не с более или менее удачными фильмами последних десятилетий, а непосредственно с «Белоснежкой». «Рапунцель» органично умеет понравиться всем — взрослым и детям, мальчикам и девочкам, циникам и плаксам.
Даже несмотря на все свое желание идти ногу со временем, Disney не решаются менять классический вид картинки и заодно оставляют героям их непременные распевки (от которых в упомянутом "Шрэке", как мы помним, лопались птицы). Более того, чем сильнее студия старается подогнать сказку под популярный "дримворксовский" формат "постмодернистского стеба со смешными животными", тем ярче начинают проступать в ней черты ретро-мюзикла: все еще сохраняющая голос, волосы и достоинство, Рапунцель спотыкается, но все равно несет память о великих предшественницах — через осмеянный лес и до самого хэппи-энда.
Судя по всему, Walt Disney Pictures охватила гигантомания – стремление реализовывать проекты один грандиознее другого, не считаясь с затратами времени и сил, обуславливающими колоссальные производственные и рекламные издержки, и опираясь на маркетинговую стратегию, которая со стороны видится по меньшей мере странной. Нет, я вовсе не утверждаю, что «Рапунцель: запутанная история» разочаровала. Опыт внедрения в область компьютерной генерации изображения принципов традиционной диснеевской мультипликации, неизменно черпавшей вдохновение в великом культурном наследии человечества – сказках, в общем и целом следует признать удавшимся. И тем не менее восторженные оценки ленты кажутся завышенными.
В отличие от предыдущего контрудара Disney — вручную нарисованной «Принцессы и лягушки» — «Рапунцель» сделана на компьютере, да еще и в 3D (задействованном, надо сказать, довольно скромно). Но если ту же «Принцессу» все же отличал некоторый радикализм — вспомнить хотя бы цвет кожи главной героини, — то «Рапунцель» выстроена по законам классического диснеевского мультфильма: нарисованные по канонам самого старика Уолта герои, старомодная фабула и обязательные музыкальные номера.