Комедия Нэнси Майерс помимо того, что это увлекательно-уморительное и прекрасно исполненное зрелище, порождает заветное желание стареть так, как герои "Простых сложностей". Глядя, как Мэрил Стрип в шляпке собирает помидоры в саду или как Алек Болдуин подсматривает за бывшей женой в окно, как мальчишка, проникаешься отвращением к стариковской академической сухости любого рода. Хочется вместо этого припасти косячок где-нибудь в столе и оттянуться в старости на радость.
Про то, что жизнь только начинается после 40 лет, мы усвоили давно, но парадигма женского счастья неисчерпаема, что и доказывают «Простые сложности». Блестящие артисты и мастера комедийного жанра Мерил Стрип, Стив Мартин и Алек Болдуин разыгрывают любовный треугольник легко, мягко, как будто танцуя: исполнителям не приходится ничего из себя выжимать. Во время просмотра возникает ощущение, что сценарий позволил актерам насладиться его содержанием и динамичной игровой формой в самом процессе реализации проекта, чего уж тогда говорить о восприятии результатов такой работы. Фильм, ориентированный на женскую аудиторию, дарит приятное, теплое наслаждение благодаря кокетливой и яркой героине Стрип, ее застенчивому и милому поклоннику в исполнении Мартина и брутальному экс-супругу в представлении Болдуина. Успех и большая удача фильма заключается в беспроигрышной ставке на актеров, которые каждую забавную сцену разыгрывают как маленький комедийный скетч, привнося легкую, в чем-то приятную грусть.
Режиссер Нэнси Мейерс, пару лет назад уложившая 61-летнюю Дайан Китон в постель к 70-летнему на тот момент Джеку Никосону, а теперь снявшая кино про страстный секс 60-летней Мерил Стрип и Алека Болдуина, который, кстати, на семь лет ее моложе, вполне заслужила право собственный жанр, тем более что она работает в нем с завидной самоотверженностью. И вот уже медийный портрет "Простых сложностей" оброс массой префиксов, слово "порно" среди которых встречается даже чаще, чем "пенсионер". И когда бы не великолепный актерский состав, непонятно, как бы срослось все это затянутое и, вобщем-то, ненужное доказательство того, что люди за 50, даже неприлично богатые, не превращаются по ночам в тыквы. Но от своих звезд Мейерс сумела взять лучшее: Стрип, Болдуин и Мартин играют настолько хорошо, что начинает казаться, будто дело того стоило, и фраза "Вот такая я шлюшка", произнесенная самой Мерил Стрип, становится от этого менее идиотской. И лишь изредка, когда мелькнет по экрану голый болдуинов зад, зажужжит вдруг в голове — пекли бы они лучше свои круассаны, ей-богу.
Из общего потока безобидной романтической карамели (куда фильмы Майерс всегда вливались без всяких проблем) «Простые сложности» выделяет только две вещи. Во-первых, здесь романтические напасти донимают не юных гламурных красоток, а вполне состоявшихся взрослых людей, чьи дети уже в состоянии иметь собственные семьи. (Впрочем, этот приём Майерс, которой самой 60, уже удачно эксплуатировала в «Любви по правилам»). А во-вторых, и в главных, в «Сложностях» работает на диво сильный актёрский состав, мощности которого заметно превосходят потребности материала. Стрип и Болдуин одной только мимикой играючи придают этой сахарной вате какой-то значительности — в особенности Болдуин, у которого здесь натуральный бенефис. В общем, фантазийная романтическая сказочка для взрослых — с натужной финальной моралью, грубо отменяющей всё хорошее, что в фильме было.
У Иштвана Эркеня есть замечательная повесть «Игра с кошкой», в которой кипят страсти, бушуют чувства, герои страдают от любви и сгорают от ревности... и при этом всем персонажам — за 60! Вот и здесь «любовный треугольник» между тремя героями, находящимися уже в довольно зрелом возрасте, показывает, что с уходом молодости никуда не уходят ни способность души любить, ни способность тела заниматься сексом. И что даже в возрасте, который принято называть «преклонным», можно найти свое счастье — если не бояться и не прекращать его искать. Правда, без пары пошловатых гэгов можно было обойтись. Как и без традиционного «косячка», который мне представляется сомнительным символом молодости — особенно в нашей съедаемой наркотиками стране... В остальном — людям старшего поколения фильм может послужить хорошим ободрением, ну, а для молодых — стать неплохим откровением. Рано или поздно молодые тоже становятся стариками — и совсем неплохо бывает узнать, что и после 60-ти жизнь только начинается!
Все и всё здесь настолько на своих привычных местах, что совсем скучно. Предсказуема и скучна здесь, в первую очередь, заглавная троица. Стив Мартин на автопилоте дающий обаятельного недотепу. Алек Болдуин, явно непривычно себя чувствующий в первостепенной роли, добрую половину фильма играет гориллу. Руководит ими, понятное дело, Мэрил Стрип, великая актриса, последнее время слишком часто оказывающаяся во власти людей, которые считают, что это очень смешно – заставить великую актрису кривляться в интерьерах дамского романа. Глупо, наверное, ругать кино, моральный посыл которого исчерпывается парой народных пословиц, тем более, что у таких как раз фильмов всегда найдется целевая аудитория. Но если обкуренная Мэрил Стрип и голый Алек Болдуин действительно кого-то убеждают в том, что после сорока жизнь только начинается, то я вскоре совсем перестану в это верить.