В фильме Профессионал главный герой, некогда боец британских спецслужб, вынужден променять наладившуюся спокойную жизнь и вспомнить весь прошлый боевой опыт, когда в серьезной опасности оказывается его лучший друг.
В общем и целом получилось так, что при явно не выдающемся сценарии и определенных постановочных огрехах картина смотрится достаточно пристойно - по крайней мере я ее посмотрел не без удовольствия и считаю, что время зря не потерял. Спасают ее, конечно, актеры - без Стэйтема, Оуэна, Пьюрселла и Де Ниро фильм бы явно потерял очень много.
«Профессионал» - это квинтэссенция мужского кино и один из ярких примеров того, каким должен быть боевик, чтобы прийтись по вкусу сильному полу, а может даже и слабому. Нет, мы ни в коем случае не утверждаем, что данный фильм содержит все признаки идеального боевика – недочеты были, от этого никуда не деться. Но совокупность увиденного на экране позволяет с уверенностью утверждать следующее: такое кино мы смотреть будем.
Элитный ассасин Дэнни (Джейсон Стэтхэм) дает зарок уйти из профессии. Не пройдет и года, как придется вновь взяться за огнестрельное — чтобы спасти сенсея (Роберт Де Ниро) и разрулить недомолвки между таинственным киллер-братством и арабскими шейхами. Предположительно — свинцом и для тех, и для других. В общем, налицо все составляющие идеального фильма со Стэтхэмом — по-олдскульному тупой сюжет, техничные противники, грубый мужской юмор и экшен, своей лихостью продирающий, что называется, до глубины души.
Стэтхэм в роли рефлексирующего и томящегося убийцы поневоле не слишком убедителен, зато стоит ему рывком набрать привычную по «Перевозчику» и «Адреналину» скорость, как он превращается в ломовую, но эффективную метафору вневременных правил. Маккендри создает занятный эффект, помещая реактивный боевик в неброскую, но стильную реконструкцию 1980-х: тэтчеровская Британия, уже помянутые усы (плюс стеклянный глаз) Оуэна и баки второпланового убийцы-валлийца; ретрограды шпыняют панков, крутые парни делятся на тех, кто носит короткие кожаные куртки, и предпочитающих классические тренчи
Избитый мотив душевных терзаний «чистильщика», не сумевшего в ключевой момент нажать на спусковой крючок автомата, получает свежее, неожиданное звучание. И дело не в малоприятных признаниях профессионала: «Убивать легко – а вот жить потом с этим сложно». Не желая того, товарищи сталкиваются с мощным противником. Вынуждены меряться силой, ловкостью, реакцией (и не в последнюю очередь – интеллектом и умением получать доступ к конфиденциальным источникам информации) с небольшой организацией бывших офицеров САС, которая на поверку оказывается влиятельным тайным обществом.
Картина способна порадовать всех тех, кто при просмотре подобного действия в течении ста минут, способен отключиться от мыслей о том, сколько на потраченные деньги можно было “обустроить детских домов”, “обеспечить медицинских учреждений новейшим оборудованием” или “газифицировать деревень”, а просто получать эстетическое удовольствие от весьма динамичного зрелища.
Полнометражный дебют ирландца Гэри МакКендри — ретро про 80-е, стилизованное под шпионские боевики того же времени: холодная сине-зеленая гамма, дурацкие прически, потертые куртки, сценарий про встречу суровых парней с международным заговором, в конце концов, Клайв Оуэн с наклеенными усами. Другое дело, что тут нет ни одного очевидного злодея, а все герои, помимо раздражающе простых характеров, снабжены миллионом оговорок, оправдывающих логику их поведения: Стэтем честный боец, поэтому принципиально не убивает невиновных, Клайв Оуэн тоже честный, поэтому защищает друзей, даже оманского шейха, в общем, можно понять. Основная интрига типовых боевиков со Стэтемом, заменяющим сейчас одновременно Брюса Уиллиса и Сильвестра Сталлоне в роли главного экшен-героя поколения, в том, как по-новому заставить его пробежать из одного края кадра в другой. Тут она решается сценой, где герой, привязанный к стулу, укладывает двух сотрудников спецслужб, а потом (вместе со стулом) выпрыгивает из окна.
Несмотря на слишком уж надуманный сценарий с ходами, которые можно легко угадать на сто шагов вперед, боевик попкорно-смотрибелен, на крепкую троечку. Фильм спокойно выезжает на харизме Стэтхема и Де Ниро. Обе звезды сверкают в штатном режиме, то есть без особых изысков, но своим более выгодным положением эти звезды затмевают третью — Клайва Оуэна, которому досталась какая-то мутная роль недалекого агента: то он в упор не видит, что работает на жуликов и воров, то не может догадаться, что в чемодане с деньгами лежат деньги!
«Профессионал» в целом не оставляет откровенно китчевого впечатления, благодаря цифровому формату «картинки» и прирожденному обаянию английской актерской школы. Обаятелен и Роберт Де Ниро, но только послушайте, какие «глубокомысленные» фразы он вынужден произносить; посмотрите, как вынужден «ненавязчиво» хлопотать лицом – в узеньком пространстве сумбурного боевика актер пытается играть серьезную человеческую драму.
Несмотря на всю калейдоскопичность, затянутость, вторичность, и притянутость за уши, и мораль в стиле я — гасконец, а вы все вокруг любители юных мальчиков, всё равно, благодаря задушевной атмосфере, непонятно как поселившейся в этой невесть зачем нужной экранизации проходной книжки двадцатилетней давности смотреть это всё даже приятно. Вот такое кино.
Оуэн – вот из кого действительно стоило лепить героя 70-х, а не из Джейсона Стэтхэма, который у нас теперь главная звезда ностальгических боевиков. Стэтхэм – и потому он идеально вписывался в «Неудержимых» – идеальный киногерой 90-х, он начисто лишен рефлексии, у него в глазах стопроцентный саспенс, только жажда действия и напряженное ожидание удара. Здесь его разочарование в системе выглядит еще менее достоверно, чем странно подклеенная любовная линия с блондинкой-картонкой.