«Приколисты» Апатоу, конечно, высказывание гораздо более масштабное, нежели просто комедия об отношениях полов. Видимо, всласть нашутившись за свою длинную режиссерско-сценарно-продюсерско-актерскую карьеру, Адам Сэндлер и Джад Апатоу подошли к тому возрасту и состоянию ума, когда пора уже снимать свои «8 1/2», и совместными усилиями сделали в меру забавное, в меру назидательное кино про то, из чего сделаны юмористы. А учитывая, что эта парочка в ответе едва ли не за весь голливудский комедийный кинематограф, к их мнению явно стоит прислушаться. В результате получилось что-то вроде «Человека на луне» Милоша Формана, только для тех, кто победнее.
Мне эта картина, в общем, понравилась, если не считать финальную треть. Серьезные вопросы на фоне жизни комиков и традиционных для Апатоу забавных эпизодов с Сэндлером, Рогеном и напарниками Рогена - Джоной Хиллом и Джейсоном Шварцманом. Смотрится это очень хорошо и ты понимаешь, что и режиссер, да и сам Сэндлер сюда вкладывают очень много личного. Хотелось бы думать, что Апатоу и дальше будет двигаться от обычных и непритязательных комедек по пути к более серьезному кино. Этот фильм показал, что у него это вполне может получиться. Особенно если он наберется смелости и перестанет держаться спасительных берегов "апатоуской комедии".
Событий и сюжетных линий тут несколько многовато для одного фильма, да и хронометраж впечатляет — почти два с половиной часа. Параллельно с жизненными коллизиями главных и второстепенных героев, тоже, к слову, довольно забавных, немало экранного времени отдается тому самому стенд-апу, шуткам, которые герои произносят со сцены перед публикой разных клубов. Эти сцены как раз и относятся к тому, что можно с натяжкой назвать приколами, и их тут тоже немало, смешных и не очень. Юмор все больше туалетно-генитальный, но публике, как известно с некоторых пор, другого и не надо, достаточно вспомнить наш «Comedy Club». Если режиссера и можно в чем-то упрекнуть, так это в той самой чрезмерной обильности и расточительности, когда из одной картины можно было бы сделать пару или тройку, немного покороче. Но хорошего, как известно, много не бывает.
Все дело в том, что Джадд Апатов, режиссер "Сорокалетнего девственника" и "Немножко беременна", сценарист "Ананасового экспресса: сижу, курю" и "Не шутите с Зоханом" на сегодняшний день — главный комедиограф Голливуда. Почти все снимавшиеся в этом фильме актеры были стендап-комиками, включая даже Эрика Бану, который играет несдержанного, сильного и довольно тупого австралийца. Кто, как не они должны были бы снять настоящий эпос о трудной, но такой веселой судьбе приколистов, записных шутников, заокеанских петросянов? Вот он, этот эпос. Просто не ждите от него слишком многого.
Хотя «Приколисты» и сняты в псевдореалистическом стиле, в естественных интерьерах, к реальной жизни и реальным проблемам эта драмеди о stand up comedy не имеет никакого отношения. Продолжительность и подробность изложения намекают на некую «программность», некий «месседж», но это всего лишь длиннющее отвлекательно-развлекательное кино для летнего проката. Люди маются без денег и в поисках работы, а им о волосах на лобке и о том, что «молодость – это хорошо, а старость – хреново». Старикам здесь не место, это точно...
Драма – в отличие от непотопляемых «приколистов» – довольно скоро приказывает долго жить. Взамен расцветает весьма специфический юмор, посвященный самому главному, что есть у создателей этого кино: если из диалогов убрать слова «яйца», «член», «жопа», «пердеть», «дрочить» и «сосать», то минимум половина сцен будут немыми (практически как в финале «Ревизора»). Когда все простые конструкции на заданную тему оказываются исчерпанными, неутомимые funny people во главе с режиссером Апатоу сгущают образы уже почти до сюрреализма. По крайней мере, чтобы наглядно и быстро представить себе какую-нибудь картину вроде следующей: «Я надену свои очки тебе на жопу, чтобы, когда я буду трахать тебя в зад, мне казалось, что ты мне сосешь», нужно обладать изрядным, так сказать, стереометрическим проворством воображения. На этом фоне, конечно, и без того тусклые спорадические рассуждения о бесцельно прожитой жизни, потерянной любви и отсутствии настоящих друзей совершенно теряются и меркнут.
Главная ошибка Апатова: если раньше он искал и успешно находил хорошее в унылой обыденности, не пытаясь пропедалировать, как это всё очень блаародно, то теперь он решил раскрыть душу на тему того, как им, «весёлым людям», особливо грустно и одиноко. Что тут же неминуемо вылилось в затяжные крокодиловы слёзы, мол, лучше бы герой не бегал все эти годы по девкам и не зарабатывал бы миллионы за роли «русалок мужаска пола» (бывает ли вымя у русалок мужеска пола?) и не прозябал бы за стотыщ на корпоративах «Майспейс», а выступал бы, как раньше, в крошечных стэндап-клубах, любил бы одну жену и двоих детей. Верится с трудом, да и тот немаловажный факт, что шутил бы он при этом всё так же — про жопы и яйца, это мы поняли крепко. Вот такой вот неудачный затяжной бэк ту инносенс. Хотя, порежь ты фильм вдвое короче, может, из него ещё и вышел бы толк.
Всё бы ничего, да вынести два с половиной часа отборного туалетного юмора, от которого любой первоклассник почувствует себя нобелевским лауреатом, внять бессмысленным диалогам и поступкам персонажей, распутать ком сюжетных линий, которых хватило бы на бразильский сериал, дано далеко не каждому. Такой неподъемный груз противоречий и пародий на индустрию юмора, как в жизни, так и в кино, выходит за рамки фирменной легкой комедии Апатова и на минуту заставляет задуматься о том, что здесь уже фильм надо переложить с полки «мейнстрим» на полку «авторское кино» (чем черт не шутит?). Хотя, как ни крути, а шутка про яйца с сединой в твидовом пиджаке и с трубкой, похожие на оксфордского профессора, говорит о новой голливудской комедии красноречивее любого гамлетоподобного Сэндлера.