Режиссер Энн Флетчер («27 свадеб», «Шаг вперед») сняла очень простое, с тривиальной сюжетной завязкой, но при этом весьма симпатичное кино. Когда смех возникает совершенно естественным образом, а интерес к происходящему на экране проявляется не только у романтических девиц, но и у всего остального зрительского кворума, это уже кое-чего да стоит. Дело тут даже не в том, что актриса Баллок в свои 45 находится в хорошей физической форме и неплохо выглядит, хотя годы все же берут свое, никто из нас не молодеет. Просто всегда приятно видеть, как затертые штампы и многократно использованные схемы все равно работают, если подойти к делу легко и непринужденно.
Первые две трети экранного времени «Предложение» заставляет дико ржать, выдавая шутки с уморительные ситуации одну за другой с пулеметной скоростью. Ближе к финалу юмор сменяется легкой грустью: узнав героев поближе и симпатизируя им, зрители наконец проникаются проблемами их самоопределения. Фильм ни разу не нарушает сложившихся законов жанра, но в этих рамках ему явно тесно: мудрая сказочница Флетчер тонко и легко, но затрагивает даже тему одиночества человека с творческими порывами.
«Предложение» — очень удобное кино для теоретиков, занимающихся современным киномэйнстримом. По нему хоть прямо сейчас бери и пиши работу «Самые распространенные сюжетные клише в романтических комедиях конца 90-х начала 2000-х годов». Здесь собрано почти всё. И служебный роман, и смена традиционных ролей мужчины и женщины, и перевоспитание железной стервы, и знакомство с родителями, и появление искренних чувств в паре, что терпеть друг друга не может, но изображает влюбленных по разным выдуманным причинам, и побег из-под венца, и даже столкновение большого города и мирной глубинки, так, до кучи. С таким грузом общих мест «Предложение» по всем статьям должно было бы тихонечко булькнуть и отправиться ко дну — и тем любопытней, что оно всё-таки держится на плаву. А держат его, в первую и последнюю очередь, две пары нежных женских рук.
Что же касательно наших молодожёнов по расчёту, то удивительное дело, именно благодаря непрекращающейся залповой стрельбе глазами, эти двое умудряются совершать невероятное — несмотря на всю топорность сценария и приснувшей режиссёрши, каждую секунду они продолжают щекотать зрителя сладким самообманом, а вдруг, а вдруг, действительно, «всё пропало»? Впрочем, финальные титры развеют излишний драматизм всё тем же прекрасным Рамоном с дежурным музыкальным номером, оставив после себя ощущение отлично проведённого времени, фантастической актёрской игры, но ужасно снятого фильма.
Не самая главная, но особенно по-отдельному любимая работница романтического конвейера, досадно засбоившего к середине нулевых, Баллок последнюю пятилетку с лишним искала себя в смежных областях — играла старательные эпизоды в оскаровских драмах, маялась в мистических говорильнях разной степени бессмысленности и проч. «Предложение» — ее чуть запоздалый камбэк в виде смешной девушки просто в силу формата не может не вызывать, несмотря даже на деревянного партнера и обязательный для звезд постбальзаковских лет выход голышом с демонстрацией головокружительных последствий силовой аэробики и раздельного питания, некоего беспомощного умиления. Пусть кривовато, пусть почти все где-то уже было, пусть написано местами совсем без блеска, но тевтонский нос морщится, как в лучшие годы, и чертики в глазах, и дурацкий хвостик тоже на месте, а момент со скармливанием щеночка орлу или хтоническая песенка про член сделали бы честь любой картине из прежних. И трагедия не в том, что сделано нехорошо, а в том, что милые схемы сами перестали работать и не сработают уж никогда.
«Предложение», отчетливо кризисная комедия, снята по рецепту, придуманному еще в далекие времена Великой депрессии: забавные случаи наделяют хозяев жизни человеческими чертами и, в общем, примиряют посетителей биржи труда с существованием VIP-лож и гастрономических бутиков.
Энн Флетчер, в прошлом – удачливый хореограф, в своей третьей самостоятельной постановке вновь демонстрирует истовую приверженность мелодраме. Конечно, поначалу упор делается на сложной натуре Тэйт – типичной деловой женщины, поставившей крест на личной жизни и держащей подчинённых в ежовых рукавицах. Вернее, на контрасте с индивидуальностью Пакстона, даже не скрывавшего, а как-то не упоминавшего о своём происхождении и семейном состоянии. Неизбежными оказались и двусмысленности, вызванные необходимостью скрывать отсутствие интимных отношений от родителей жениха: вспомним хотя бы действительно остроумную сцену, когда Маргарет и Эндрю, обнажённые, случайно сталкиваются – и падают, к собственному смущению.
"Предложение" — тот злосчастный случай, когда история оказалась лучше своего воплощения. Поставившая фильм Энн Флетчер — известный хореограф и как режиссер снимала до этого только "Шаг вперед" и "27 свадеб". В голове у нее не то что бы совсем труха, скорее перекати-поле из всех посмотренных ею романтических комедий. Во всяком случае, сценарий предлагал гораздо больше нюансов в рассказе о перековке стервы в славную, вобщем, девушку. И хотя в фильме будут живописные виды Аляски, фрик-стриптизер, похожий на растолстевшего и обезумевшего Туртурро, бабушка, которая общается с духами и еше много забавных сумасшедших, идти на "Предложение" стоит только если вам нравятся Сандра Буллок и белые собачки. Ну, хорошо — голая Сандра Буллок и белые собачки в когтях орла. Не так уж мало.
Прямо скажем, сюжет лирической комедии не отличается высоколобостью и изощренностью. В фильме есть множество странных, нелепых эпизодов, которые не стыкуются друг с другом по причине резкой отличности по настроению, атмосфере, жанровой стилистике. Зато они компенсируются парой вполне забавных сцен. Теперь весь мир может убедиться, что в свои 44 года Сандра Баллок – ягодка опять. Вообще удивительно приятно, что авторы фильма не пытаются «молодить» свою героиню: она красива, бодра, но является женщиной довольно зрелого возраста, уставшей, с морщинами на лице и грустью в глазах. Это не по-голливудски смело и нестандартно. Правда, создается ощущение, что весь фильм был затеян только ради обнаженной сцены, да и бенефиса Баллок, которая, надо признать, действительно, хороша.