Кэтрин Бигелоу, работы которой отличаются редким на сегодняшний день ригоризмом, сделала картину, которая обречена стать классикой в независимости от того, сколько «Оскаров» она в итоге получит (или не получит). Конечно, можно долго рассуждать о концентрированном саспенсе и выверенной полудокументальной форме подачи материала. С не меньшим энтузиазмом можно раскладывать «Повелителя бури» по полочкам, отмечая про себя остросюжетные снайперские дуэли, искреннюю животную энергию главных персонажей, бесподобную актерскую игру малоизвестного Джереми Реннера и неожиданные камео. Но все же из бесчисленного ряда других фильмов о войне эту бескомпромиссную производственную драму будет выгодно выделять совсем другое — отстраненный женский взгляд и отсутствие всяких выводов, сказанных прямым текстом.
В каждом кадре, в каждой сцене заметно ничем не прикрытое — и такое женское — восхищение. Бигелоу воспевает безумный, по сути, никому не нужный героизм этих людей, несущих «бремя белых» в диком Ираке, — точно так же, как воспевала когда-то грабителей банков, готовых угробить себя и других ради большой волны где-то за тридевять земель от дома. Нытья по загубленным душам контрактников здесь не увидеть: есть только мужчины, настоящие, олдскульные, до умопомрачения преданные своей страшной и любимой работе.
На мой взгляд, фильм получился очень сильный. Да, он не без недостатков, но лично мне совершенно не хочется копаться в деталях и выяснять, что там достоверно, а что нет. Это очень мужской фильм, снятый о парнях на войне. Снятый честно и без малейших признаков агитки или слюнявого пафоса. Удивительно, что именно этот фильм получил главного "Оскара" в 2010 году и что его осыпали таким ворохом наград - по-настоящему хорошие и совершенно некассовые фильмы (в прокате он практически провалился) редко получают такое признание. Но никакие "Оскары" эту картину испортить уже не могут. Это очень хороший фильм, который я уже посмотрел два раза (в дубляже и потом в оригинале) и еще буду не раз пересматривать. Он этого достоин.
С привычной твердостью и строгостью ступая по тропе не по-женски жесткого и бескомпромиссного кино, режиссер Кэтрин Бигелоу предлагает нам свой, отстраненный женский взгляд на войну, попутно отодвигая в тень добрую часть потенциальных конкурентов. Поставив во главу угла идею, вынесенную в заглавные титры, Бигелоу и команда попытались выжать из нее все возможное, в результате чего получился целостный и весьма неоднозначный фильм о буднях членов подразделения элитных саперов. По совместительству – одна из лучших работ в фильмографии Бигилоу, на счету которой и без того числится не один хороший фильм.
Женщина-режиссер крепкого "мужского" кино Кэтрин Бигилоу, снимающая редко, но метко, сняла исключительно мощный фильм про сапера, который пока еще ни разу не ошибся. "Повелитель бури" - из разряда тех спокойных, максимально приближенных к действительности фильмов, где действие развивается неторопливо, постепенно концентрируясь в плотное, почти физическое напряжение, которое еще долго не отпускает после финала. Кэтрин Бигилоу обнажила в фильме главный нерв войны, за два с небольшим часа изобразив достоверный портрет человека, для которого она стала болезненной привычкой. "Повелитель бури" беспристрастно свидетельствует красоту войны и ее безумие.
Военный экшн Кэтрин Бигелоу «Повелитель бури» собирает все возможные награды критики и справедливо считается одним из лучших боевиков последних лет. Это очень мужское кино. Профессиональный рассказ о профессиональной работе. Это очень женское кино. Хотя бы потому, что только женщина может с такой почти материнской нежностью смотреть на мужские разборки, с таким уважением воспринимать мужские слабости и с таким восторгом наблюдать за мужской силой. Играетесь, мальчики? Смешные. Наконец, это очень профессиональное кино. Бигелоу умудряется держать зрителя в напряжении, не давая ему привычных сюжетов.
Бигелоу абсолютно права, утверждая, что подобного не увидеть в репортажах ведущих мировых телеканалов вроде CNN, в то время как «Повелитель бури» действительно позволяет прочувствовать специфику бытования солдат в чуждой и враждебной среде. Во время просмотра почти физически ощущаешь жару, которая особенно нестерпима для человека, облачённого в тяжёлый защитный костюм, и привкус на зубах пыли, запруживающей пространство окрест после очередного взрыва, так что лёгкий приступ паранойи Уильяма, ошибочно посчитавшего убитым местного пацана с совсем не арабским именем Бекхэм, не вызывает удивления. Отсчёт суток, оставшихся до конца операции «Браво», дарует надежду на благополучный исход. Но именно поэтому самый страшный кадр фильма – финал.