Фильм Последний портрет развернётся в Париже шестидесятых годов XX века и расскажет о жизни знаменитого художника Альберто Джакометти. Режиссёром этой биографической и исторической картины выступил весьма известный актёр Стэнли Туччи, для которого это уже отнюдь не первый опыт постановщика, однако его предыдущие работы выходили в прокат уже довольно давно, в 2000 и 2007 году, и вот он снова решает попробовать себя в режиссуре.
Главный герой ещё при жизни был признанным гением. Его окружали восторженные поклонники, его талантом восхищаются коллеги - различные современники и мастера живописи, у него есть жена и любовница, вот только сам он со временем устаёт от обыденности и предсказуемости такой жизни. День за днём одно и то же, как тут поймать волну свежего вдохновения? Сбегая от привычных будней, от ревности супруги, от общества коллег, он пишет портрет своего друга-критика Джеймса Лорда, укрывшись от внимания всех остальных. Только так художник обретает настоящий покой, а потому заканчивать работу он не особо-то горит желанием. Неделя за неделей они отдыхают на берегах Сены, обсуждают искусство, а работа так и не близится к завершению.
Актёрский состав фильма подарит зрителю возможность увидеть мастеров настоящей британской драмы. Главную роль здесь исполняет Джеффри Раш, а партию критика исполнил Арми Хаммер. Также в картине снялись Клеменс Поези, Тони Шелуб, Керри Шейл, Сильви Тестю, Джеймс Фолкнер и многие другие. Мировая премьера состоялась в рамках Берлинского кинофестиваля в феврале 2017, а выход в широкий прокат на экраны российских кинотеатров запланирован на 11 января 2018 года.
Стэнли Туччи легко и непринуждённо избегает клишированных троп биографических фильмов, его «Последний портрет» ― самый настоящий артхаус от мира байопиков, наглядно демонстрирующий, что прекрасное – в простоте.
Визитная карточка фильма — настоящий английский юмор высокой концентрации. Диалоги пестрят ехидством, главный герой отпускает колкости вперемешку с руганью и житейскими мудростями, а деликатесные с точки зрения сценарного искусства ситуационные конфузы, покрытые тонким слоем абсурда, караулят за каждым углом
Помимо точно отображённой изо дня в день работы над портретом, где день пятый вроде бы ничем не отличается от дня семь-восемь-девять, сменяющиеся интонации и атмосфера не дают фильму провисать и «прокручиваться».
Фильм немногословен: всего лишь один человек пытается написать портрет другого, но наблюдать за бесконечным противостоянием двух интеллектов и характеров — истинное удовольствие.
Яркая трагикомическая зарисовка о том, как критик Джеймс Лорд позировал мэтру экзистенциального искусства Альберто Джакометти.
Интернациональность интернациональностью, а все-таки нигде, кроме Британии, банальности не умеют воплощать на экране (холсте, в тексте, в звуках) так ярко и завораживающе. Они тут обретают первую свежесть. Вот уж точно чудо.
О чем в итоге это кино? О том, что смысл жизни — сама жизнь. Вот во всех этих рутинных делах — еде, болезнях, сомнениях, неуверенности в себе, муках творчества, скандалах, бытовых неурядицах — и есть жизнь. И она прекрасна, даже если ты не художник.
Туччи показывает два способа изображения жизни и человеческой души – один с помощью кисти, другой - слов, и каждый из них в XX-XXI веках уже не посягает на привилегию отражать мир с единственно правильной точки зрения.
Под авторством Стэнли Туччи Альберто Джакометти предстаёт усталым и скептичным человеком, который несчастен в своём творчестве и потому велик.
Туччи не хотел видеть в кадре открыточный Париж 1960-х и специально снимал свой фильм почти как кино новой волны — двумя ручными камерами одновременно, с постоянным освещением и полной свободой передвижения для операторов.
Стильно снятый, но пустоватый сеанс позирования, персонажи которого весь фильм будто ходят по кругу, разыгрывая одну и ту же ситуацию.
Фильм ценен скорее как бенефис блистательного Джеффри Раша, который жжет не по-детски в образе неврастеничного художника, страдающего от своего рода абсолютной неудовлетворенности и чувствующего себя счастливым лишь пребывая в полном отчаянии.
Если уж перфекционизм творца, как говорится, не знает удержу и превращается в помеху, надлежит взять инициативу в свои руки! Такой поворот может показаться курьёзным, низводящим историю до уровня анекдота.
После просмотра фильма постараемся забыть, что речь шла о великом художнике, гениальном творце, обуреваемом мощнейшими творческими порывами, результаты которых сегодня продаются за такие деньги, что на них можно при желании купить половинку Лионеля Месси.
Герои просто ходят по кругу, разыгрывая одни и те же ситуации. В результате фильм, который длится всего полтора часа, кажется таким же бесконечным, как затянувшийся сеанс позирования.