В фильме Пол: Секретный материальчик мы узнаем о том, как два английских гика отправляются на одно из самых значимых фанатских событий в области фантастики — конвент ComicCon в Америке. По пути, неподалёку от известной Зоны 51, они встречают сбежавшего инопланетянина по имени Пол, который просит помочь ему добраться домой. Пытаясь спастись от правительственных агентов, герои случайно похищают женщину и натыкаются на обкуренную свидетельницу аварийной посадки Пола на Землю.
Эта добрая, сентиментальная и в то же время бесшабашная фантастическая комедия изольется долгожданным исцеляющим бальзамом на раны всех киноманов – любителей инопланетной темы в кинематографе, которые нанесли им всякие «Скайлайны», «Я - четвертые» и «…Битвы за Лос-Анджелес». Я говорю о настоящих ценителях кинофантастики, которые с уважением относятся к истории жанра, знают его и могут дружно и по-хорошему вместе с создателями этой ленты посмеяться над признанными авторитетами. Потому что главное достоинство фильма «Пол: Секретный материальчик» - это то, что сделан он людьми, безгранично преданными кинематографу.
Пегг с Фростом и примкнувшим к ним Моттолой не разочаровали ни разу! "Пол: Секретный материальчик" (в оригинале - просто "Пол") - отличная пародия на всякие фантастические фильмы, снятая легко, очень забавно и очень весело - как это обычно бывает у Пегга и Фроста. Фильм, на мой взгляд, получился ничуть не хуже "Зомби по имени Шон" и "Крутых легавых", и я его посмотрел с огромным удовольствием.
Несмотря на обилие смешного непотребства (к чести отважных локализаторов, заботливо переведенного), «Пол» очень приятная комедия, поскольку ее режиссер обладает тем же редким талантом, что и Кевин «Молчаливый Боб» Смит — превращать отборную похабщину в нечто душевное и лиричное. А в общем, похоже, для закаленного российского зрителя проблему составит не лавина грубоватых гэгов, а заточенность картины под опытного зрителя, способного дешифровать зашитые в нее многочисленные аллюзии. И если вам неясно, почему имя одного персонажа — Лоренцо Зойл — вызывает у героев подавленную усмешку, кино вряд ли раскроет перед вами свои наиболее сильные стороны.
Получилось смешно. Нет, ну вправду смешно. Маргинально, простовато, поверхностно, но смешно. Инопланетные фрики — нечастые гости кинематографа. Что мы знали до этого? Детсадовского утенка Говарда да плюшевого Альфа. Теперь есть ещё зеленокожий Пол. Хоть и с пробелами. После просмотра фильма не отпускает ощущение, что ты смотрел просто часть телесериала. И дело не в закладке будущих приквелов, сиквелов и триквелов. Дело именно в том, что фильм сюжетно сделан по лекалам ситкома. То есть не только телесериалы качеством подросли, но и кино помельчало.
«Пол» знаменует первое со времен «Типа крутых легавых» воссоединение главного британского комик-дуэта нулевых Пегга и Фроста — в отсутствие, впрочем, верного соавтора-режиссера Эдгара Райта. Разлука, надо заметить, практически не сказалась на комических методах парочки: они все так же любовно — и почти так же остроумно — встраивают жанровые шаблоны в канву ромкома о крепкой мужской дружбе. Есть здесь и прочие привычные элементы комедии по Пеггу и Фросту: и абсурдизмы из жизни гиков, и ударные реплики, и парад совершенно зощенковских типов на втором плане. Выверенная рафинированность островного юмора, конечно, несколько выветрилась при переезде из английских предместий на пустынные хайвэи Невады — но нельзя сказать, что «Пол» ничего не приобрел взамен.
Роли в этой троице распределились сообразно скабрезным комедиям прошлого вроде «Джея и молчаливого Боба» (с инсектоидом в роли болтуна Джея), троица создателей (Моттола, Фрост и Пегг), в свою очередь, под влиянием ли американца Моттолы или еще по каким причинам удивительным образом сняла фильм, под которым без стыда подписался бы сам автор Джея и Боба Кевин Смит. И пусть Моттоле недостает исконно британского чутья на абсурд, которым Райт насыщал свои фильмы, а маленький зеленый человечек Пол слишком уж проникся кевинсмитовской ненапряжностью, но точка зрения на эволюцию, согласно которой высшая форма жизни — это сильно продвинутый в познании устройства вселенной Сет Роген, имеет право на жизнь.
Местная история представляет собой весьма простенькое роуд-муви, где никаких шокирующих сюжетных поворотов в принципе не происходит и все события протекают плавно, без каких-то резких скачков или затянутых моментов. Однако, при всей банальности сюжета, перед нами тот самый редкий случай, когда прямолинейность всему фильму идет только на пользу и позволяет зрителю сосредоточиться на деталях (коих здесь очень много), пародийном аспекте и блестящей актерской игре. Все-таки, комедии мы ведь смотрим ради юмора, а не ради сюжета, верно? А юмор здесь, несмотря на обильное количество пошлости, и отборной ругани, заставляет искренне смеяться. По качеству фильм куда хуже британских работ дуэта Пегг-Фрост. Но все-таки, поклонникам научной фантастики ни в коем случае нельзя пропускать "Пола", ибо это невероятно запоминающееся высмеивание штампов жанра и очень своеобразная дань уважения классике.
«Пол: секретный материальчик», действительно, ровно таков, каким он рисуется в голове сразу после слов «авторы «Зомби по имени Шон» вместе с режиссером «СуперПерцов» делают кино про инопланетянина». Не больше - что, возможно, несколько огорчит тех, кто ждал от этих парней по-настоящему великих свершений (свершения, конечно, ещё будут, но, видимо, не в этот раз). Но и не меньше - что весьма порадует всех остальных. В общем, хорошая смешная комедия от компании хороших смешных людей.
Когда основной движущей силой фильма становится CGI персонаж, лучше бы ему оказаться удачным, особенно если имя заявлено в названии. И тут авторы, надо сказать, весьма преуспели. Грег Моттола временами технично превращает расслабленное роуд-муви в остросюжетную погоню, стоит только Джейсону Бэйтману и его "держимордам" замаячить на горизонте. И хотя чувствуется, что научная фантастика по сравнению с "Суперперцами" или "Парком культуры и отдыха" не совсем его тема, с таким материалом режиссер справляется тоже уверенно, причем в классическом, почти спилберговском ключе.
Фильм хорошо выполняет свою основную функцию: от души посмеяться над Полом, и получить порцию позитива. Но он не обладает сильными сторонами потенциального хита, и через несколько часов ты уже и не помнишь, почему тебе, собственно, было так весело. Если взвесить все за и против, то после недолгого раздумья приходишь к выводу, что это хорошее кино. Чего только стоит момент, когда герой Саймона Пегга срывает наклейку с машины под названием «пришелец в фургоне» или фраза одного из сородичей Пола, узревшего обложку фантастического рассказа героя Ника Фроста. Все эти небольшие детали, сдобренные залихватской манерой повествования и несколькими камнями в огород классической фантастики, оставили хорошее послевкусие и немного пробудили в нас гиков.
Самое простое – выдвинуть предположение, что драматически сказался уход режиссёра Эдгара Райта, успевшего осуществить «самостоятельную» постановку. То есть применительно к блистательным кинокомедиям «Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые» и даже – к пародийному ролику «Не…» из проекта «Грайндхауз» следовало говорить о творческом трио, а не о тандеме. Ведь и в случае с «Полом» у авторов был не менее остроумный замысел, написанный совместными усилиями сценарий и вполне приемлемая степень свободы, чтобы со вкусом поглумиться над священной коровой киноманов всего мира – американской научной фантастикой. Но… если упомянутую райтовскую картину впору упрекнуть в стилистическом буйстве, то приглашение Грега Моттолы, сделавшего себе имя на «тинэйджеровских» комедиях, всё-таки не привнесло в фильм необходимой экстравагантности и дерзости.
Стоит ли говорить, что картина получилась смешной и захватывающей? Не думаю. Хотя, несмотря на неплохие шутки, драйв, хороших актеров и хорошо прорисованного Пола с голосом Сета Рогена, фильму не хватает прежних Пегга и Фроста. С предыдущими жанрами – зомби-муви и полицейским фильмом – парочка расправилась, не глядя на каноны и правила, а в данном случае они всего лишь позубоскалили. Правда, добряку Стивену и его «Инопланетянину» с «Близкими контактами...» все-таки досталось немало. Таким образом, перед нами типичное семейное кино. Милое, доброе и жизнеутверждающее. Этому не мешает даже сквернословие главного героя, так как он ругается и плоско шутит всегда «по делу».
Фильм, снятый Грегом Моттолой по первому совместному сценарию Саймона Пегга и Ника Фроста, легко отрекомендовать для тех, кто не смотрел ни «Шона», ни «Легавых». Это дураковатая, не очень выверенная в смысле характеров и мотивировок, но очень обаятельная картина с забавными шутками, которых вы заметите тем больше, чем лучше вы помните «Близкие контакты третьей степени», «Инопланетянина», «Секретные материалы», «Чужого», «Звездный путь», «Титаник» — и так далее вплоть до фильма «Масло Лоренцо». Тем, кто «Шона» и «Легавых» видел и ждет чего-то похожего по производимому эффекту, адресовано следующее предупреждение. «Пол» — вещь скорее проходная, явно малая форма, при очень немалом бюджете на звезд первой величины, тщательные спецэффекты и студийное продвижение.