Тот факт, что Скотт — большой мастер широкоэкранных фейерверков, прекрасно известен всем уже лет примерно двадцать; и, смею предположить, в последнее время к нему ходят немного не за этим. Во всех его фильмах, начиная ещё с «Врага государства» и заканчивая последними «Домино» и «Дежа вю», сквозь огненные сполохи всегда прорывалась какая-то очень пронзительная, человеческая нота. «Пассажиры» же катятся бодро и энергично, Скотт нажимает на все правильные ручки и включает все правильные огоньки — вот только трудно избавиться от ощущения, что в этот раз ему не очень-то интересно, где и как эта поездка закончится. Тони Скотт на холостых оборотах — тоже ничего себе поездочка, в сущности, но всё же не так здорово, как раньше
Персонаж Траволты и его монологи всё же лучшее, что есть в фильме. Определение выкупа за заложников как наличной сделки, где – в отличие от фьючерсного контракта – накладываются штрафные санкции, в данном случае методичный отстрел пассажиров, перерастает в имитацию теологического спектакля: «Мы все задолжали Господу смерть, а я привык платить по счетам». В сочетании с всплесками чернейшего юмора (возглас при виде подельника с простреленными мозгами: «Это Рамос. Это были, так сказать, мозги нашей операции») подобный треп практически неотразим, несмотря даже на невротическую визгливость интонаций. Как неотразима, с другой стороны, и халтурность сюжета: зачем, например, человеку, заработавшему 307 миллионов долларов, тащиться по городу с тележкой, внутри которой лежит едва ли 1 процент от вышеназванной суммы? И зачем гнать через Нью-Йорк бьющиеся по дороге авто и мотоциклы с деньгами, когда эти же деньги можно быстро и легко переправить на вертолете? Впрочем, последний вопрос произносится даже внутри фильма, что превращает все действие в некую легкую фантасмагорию.
Все вместе — средней руки боевик с претензией на психологизм, но так до конца и не оправданной. Тот самый случай, когда отдельные удачные моменты не спасают от общего впечатления: оставляет желать лучшего. Шпалы кончились, рельсов нет, как поется в одной старой песне.
Короче, «Опасные пассажиры» вообще не представляли бы интереса, не будь они фильмом Тони Скотта. Прежние фокусы британца с формой не только работали, но и были вполне оправданны; здесь они кажутся позерством. Возможно, дело лишь в том, что раньше его амфетаминовые трюки действовали, потому что были призваны на подмогу монотонным, по определению тягостным чувствам: внутреннему раздраю «Гнева», неприкаянности «Домино», безответной любви «Дежавю». А вот изначально стремительной истории про наглецов, среди бела дня угоняющих электричку, вряд ли нужен лишний катализатор — достаточно циничной ухмылки хорошего актера и внимания к деталям. Тони, кажется, мы просто сели не на тот поезд…
Несоответствие идеалу — хорошая и вполне разумная причина для ознакомления некоторых киношников с местом зимования раков, но всё-таки не достаточно веская, чтобы надругаться над невинным. В нашем случае невинный — это сама лента, которая могла бы быть и получше, но получилась просто нормальной. Мы же всё-таки не без сердца.
Вроде никто не халтурит. Даже пострадавший лицом от недавних «Трансформеров 2» Туртурро играет, как бог, одними бровями. А как красиво летают по станции полицейские бумажки? Да и вульгарный радиоперехват между Траволтой и Вашингтоном рано или поздно обречён превратиться в заочную, а потом и очкую дуэль, но всё это кажущееся почти достижимым счастье портит одно — кино это было и остаётся сто лет как устаревшей бессмысленной историей про чемодан денег. А потому близнецу Тони не суждено стать режиссёром Тони, и вся фильма обречена оказаться набором разной степени весёлости картинок с моралью про полпинты молока в самом конце, ибо город защищает своих проштрафившихся героев-коррупционеров.
К сожалению, Скотт, вроде бы накопивший огромный опыт в создании самых разных остросюжетных произведений, довольствуется на сей раз готовыми стереотипами и повествовательными клише. Нынешние «звёзды», в принципе, вполне могли составить достойную конкуренцию Уолтеру Мэттау и Роберту Шоу, поразившим не просто убедительностью полнокровных, живых характеров, но и парадоксальностью поступков, совершаемых человеком в экстремальной (а тем более, такой дикой и почти нереальной) обстановке. Но на поверку выразительная деталь с рубашкой и галстуком, которые носит Уолтер Гарбер, знаменательна: сама смысловая направленность произведения оказалась вывернута наизнанку. Сделав главным по переговорам с преступниками не искушённого блюстителя закона, смотрящего на ситуацию с толикой профессионального цинизма, а рядового гражданского – чиновника муниципальной службы метрополитена, авторы существенно упростили замысел.
Пять лет назад Тони Скотт вступил на какую-то по непонятной причине ранее неведомую территорию и на одном дыхании оттрубил за три года три совершенно выдающиеся картины (одна из них, определенно, лучшая в его фильмографии). Казалось, он стоит на пороге такого фильма, после которого никакое 3D уже не понадобится. Но «Опасные пассажиры» обескураживают именно тем, что человек, работавший с пленкой с гениальной легкостью и мастерством Эдварда-руки-ножницы, после трехлетнего молчания просто опустил ее в бумагорезательную машину. Возможно, все это можно было бы простить Скотту, если бы он не нарушил то золотое правило, соблюдая которое, Майкл Манн, допустим, был и остается великим режиссером – нельзя, категорически, слышишь Тони, нельзя пускать в один кадр двух людей, которым абсолютно нечего сказать друг другу, кроме, разве что «Уважаю, братан».
На какую славу и какие оригинальные ходы рассчитывал Тони Скотт, берясь за анекдотичную историю про угон метро, нам, положа руку на сердце, не ясно: судя по результату, ни то, ни другое ему было не нужно. Однако работа по замене реквизита, отслужившего свое, режиссером проделана солидная. Если старый фильм похож на производственный экшн про американский метрострой, то новый — на хайтековый аттракцион, где натяни Дензел Вашингтон костюм Человека-паука, чтобы спустится под землю и накостылять Траволте — никто бы не удивился. Вообще, комиксная составляющая, активно подминающая все жанровое голливудское кино, в этом фильме тоже скрыто отжимает свое.
Тони Скотт давно уже превратился в такого диджея-суперпрофессионала, которому более-менее все равно, что сводить, — лишь бы качало. Он равно легкомысленно относится к возможностям, которые дает чужой сюжет, и к собственным нововведениям: линия с ноутбуком у заложника и история про биржевые индексы отыграны, как и бегство, по минимуму. Тут требуется сказать, что Скотт взамен выстраивает драму характеров, но и это будет лукавством. Дежурным кривляниям Траволты пара реплик про первородный грех и драматическая предыстория глубины ничуть не добавляют, а роль героя поневоле, которому необходимо после спасения города купить домой молока, мог бы на контрастах вытащить Брюс Уиллис, но никак не зануда Вашингтон. Конечно, Скотт — это Скотт, великий в прошлом коммерческий режиссер, и в паре сцен с экрана все же летят искорки, которые по ходу дискотеки можно принять за пиротехнику, — но увы, это, кажется, перегорает оборудование.