В фильме Однажды в Ирландии на голову ленивого полицейского Ирландии сваливается талантливый агент ФБР, берущий его под крыло и втягивающий в активную борьбу с наркомафией Дублина. К тому же этот агент является афроамериканцем, с которым главный герой, как и жители города, не слишком-то горят желанием подружится. А запутанное дело, за которое берутся стражи правопорядка, становится все сложнее и непредсказуемее.
Прелесть фильма не в экш-сценах, не в перестрелках, хотя и они тоже в нём есть. Эстетическое удовольствие дарят диалоги, благодаря которым ленту можно сравнить с картинами Гая Ричи. Широкая палитра самобытных, но понятных и почему-то близких характеров тоже не оставляет равнодушным, даря позитивное кино без слабых мест! Братья МакДонах, мы держим за вас кулаки!
Даже если бы «Однажды в Ирландии» был бы просто чередой эпизодов, это была бы одна из лучших комедий сезона. Тут есть упоительная дискуссия о бесполезности классической русской литературы («Ну, Гоголь ещё ничего...») и прекрасный диалог о том, зачем в ИРА нужны геи, замечательная беседа о философах между тремя колоритными бандитами и проникновенный монолог наркоторговца о том, как его тошнит от того, что все люди, которых он встречает по работе, почему-то преимущественно оказываются мразью.
Ирландские пейзажи — задник для замаскированной под полицейский боевик пьесы про противостояние города и деревни, поставленной с условием, что от городских — все зло. Пластичному Брендану Глисону достаточно только прищуриться, и любой фильм будет спасен. Дон Чидл везде одинаковый. Их дружба основана на взаимной критике, а как иначе: одного раздражает любое человеческое присутствие, второй без спроса вторгается в чужие владения. Один хлопает дверью и идет к проституткам ровно в ту секунду, когда у него заканчивается рабочий день, другому за чрезмерную ответственность постоянно подсовывают в кадр то черную соусницу, то белую лошадь. «Я ирландец. Расизм — часть моей культуры».
Брендан Глисон так упоительно хорош в своей роли «плохого» полицейского – его пофигизм, матершина, развязный характер, пивное брюшко и мерзкая прическа так умилительно напоминают наших родных российских копов, что просто сердце сжимается. А, в свою очередь, хороший, приличный негр из ФБР в исполнении Дона Чидла, не только у героя Глисона, но и у четверти зрительного зала может вызвать удивление при демонстрации им своего такта и манер. Характерная парочка занимательно и правдоподобно шутит, сюжет закручивается все туже, и вы в какой-то момент легко поймаете себя на том, как долго вы уже терпите настойчивый призыв отлить, не желая ни на минуту отрываться от экрана.
Потрясающий юмор, очень легкая, практически невесомая атмосфера, отличные актеры и особый подход режиссера к протагонисту (долой политкорректность!!!) сделали свое дело – в пределах своего жанра «Однажды в Ирландии» запомнится еще на очень долгий срок, если не насовсем.
Собственно, на противостоянии двух стереотипов — деревенщин-ирландцев, лепечущих что-то на своем невнятном языке ("если хочешь говорить по-английски, езжай в чертов Лондон") с одной стороны, и вежливого американца, падающего от такой непосредственности в обморок с другой — фильм и строится. И результат при всей своей предсказуемости просто не может не радовать. Наверное, лучшая полицейская комедия года
В общем, на мой взгляд, фильм получился просто отличный и он, безусловно, достоин просмотра. Великолепный Глисон, классные остальные роли, уверенная и очень профессиональная постановка (а у Джона Майкла Макдонаха это первый полнометражный фильм), замечательно переданная атмосфера ирландского захолустья и его жителей - эта картина очень резко отличается от типовых голливудских поделок "про копов".
«Однажды в Ирландии» — это что-то среднее между британскими абсурдистскими ситкомами вроде «Идеала» и «Плохим лейтенантом» Вернера Херцога. Очень смешно, крайне цинично, не без скупых мужских слез к финалу.
При всем сходстве — убийства, кокаин, абсурд, Брендан Глисон, — разница между дебютами братьев принципиальна. Младший встраивал в комедию про совестливого киллера универсальный для европейской культуры макабр про преступление и наказание. Старший, кажется, поминает Достоевского с Ницше просто потому, что это забавно, зато его анекдотические ирландцы населяют фантастическую страну, которую придумали в первой половине XX века писатели, иронично переосмыслившие Ирландское возрождение.
Не берусь утверждать, что создатели «Однажды в Ирландии» намеренно затронули русскую тему, но близость российского и ирландского национальных характеров ни для кого не секрет. Дело тут не только в пресловутой обоюдной любви к крепким напиткам, а в той широте, с которой представители обоих народов совершают героические поступки. Русские и ирландцы идут на подвиг не потому, что надо (и даже не всегда, когда надо), а по спонтанному велению души, которая не дремлет ни под воздействием алкоголя, ни под броней цинизма.
В «Однажды в Ирландии» Джон Майкл Макдонах, доселе примечательный лишь сценарием к недовестерну «Нед Келли», честно пытается острить столь же отчаянно, как и его младший брат, режиссер и драматург Мартин Макдонах. Но, несмотря на то что восторженная критика сравнивает его режиссерский дебют с «Залечь на дно в Брюгге» (при том, что из общего у них — только фамилия автора, Брендан Глисон и ирландский акцент), куда больше фильм Макдонаха-старшего похож, например, на «Типа крутых легавых».
На самом деле вся атмосфера фильма и манера, в которой написаны диалоги, скорее напоминает беккетовские пьесы и романы, только Джон Майкл Макдонах относится к абсурдному трагизму окружающей действительности гораздо веселее и уснащает повествование неполиткорректными шутками про геев, румын, Барака Обаму, ФБР и американцев вообще, которые "пишут книги обо всем, что видят, а потом снимают по ним фильмы".
Любители динамичных и зрелищных голливудских боевиков, скорее всего, испытают разочарование, едва ли удовлетворившись даже короткой, хотя и эффектной, кульминационной перестрелкой. Как и поклонники напряжённых триллеров, пожалуй, не оценят остроумный отвлекающий манёвр авторов, воспроизводящих завязку типичной картины о злодеяниях серийных убийц