События фильма Обитель зла 4: Жизнь после смерти происходят на Земле, заражённой смертельным вирусом, превращающим людей в кровожадных зомби. Девушка Элис пытается найти уцелевших и доставить их в безопасное место. Её противостояние с корпорацией Амбрелла достигает новых высот, но на помощь Элис приходит старый друг. Он обещает показать в Лос-Анджелесе безопасное место, но вместо этого Элис и её друзья попадают в смертельную ловушку, окружённые многими тысячами зомби.
У четвёртой «Обители...» есть два неоспоримых достоинства: красота визуальных эффектов и относительная ненавязчивость 3D-технологий. Если бы не однообразные замедленные кульбиты Элис (режиссёр любуется своей ненаглядной женушкой, и это видно в каждом кадре), было бы просто отлично. Трёхмерность, конечно же, лучше всего оценивать на гигантском экране IMAX. И ещё: не забудем, что «Жизнь после смерти» – экранизация культовой компьютерной игры «Resident Evil 5», причём сделанная так, что отделить компьютерную составляющую от кинематографической практически невозможно. Наверное, таким и должен быть мировой стандарт суперсовременного боевика, во главе которого почти безостановочный экшн и эффектная девушка c внушительным боевым арсеналом.
Как относиться ко всему этому балагану? Недорогое триде под капли дождя в слоу-мо оказалось неплохой штукой, Милу Йовович наконец перестали пытаться фотошопить, постановка боёвок, особенно в исполнении человека-топора и злобствующего Вескера, традиционно внушает, а что до тонны белых роялей, расставленных по кустам, ну дык надо же как-то весь этот жанровый зоопарк склеивать. Пошло бы фильму на пользу, если бы с жанрами было не так запущено? А чёрт его знает. Вон вторая и третья части как раз в этом плане скромнее, а франчайзу срочно нужен был прорыв. Прорыв, в общем, частично получился, что бы там ни говорили отдельные фанаты, пятую часть теперь точно снимут.
Может быть, у Майкла Бэя больше бюджет, зато на стороне Андерсона опыт разработчиков (в данном случае постановщиков), способных выжимать холодный пот из самых прожженных кидалтов, которые и являются сегодня основными потребителями видеоигр. Когда на экране появляется гигантский «палач», уже не важно, откуда он, черт возьми, взялся, да и вообще каждый бой с зомби (из которых «Обитель зла», к общей радости, и состоит) врезается в память не столько бесконечными рапидами, сколько отменной хореографией. «Жизнь после смерти», по словам создателей, последний фильм франшизы с Элис в качестве главной героини, и без обобщений тут не обойтись. Как бы того ни хотелось поклонникам, героиня так и не стала новой Рипли, а сама франшиза не превратилась в эпический рассказ о конце времен. Но, послушайте, а этого ли мы хотели? Ведь она так красиво дралась...
Главный вопрос, который можно задать продюсеру (а в данном конкретном случае и режиссеру) Полу У. С. Андерсону, однажды завязавшему зомбокалипсис под названием "Обитель зла", а теперь, кажется, окончательно решившему превратить его в подобный "Пиле" сериал, — это, конечно, "доколе?". Другое дело, что вопрос этот делает пикантно риторическим сама форма "хроник апокалипсиса", где все три главные составляющие незыблемы, вечны и не предполагают исхода. Милла, как всегда нечесаная, в высоких башмаках на шнуровке и музейными пистолями в кобурах, чешет вперед без страха и упрека, с каждым новым выстрелом утверждая преимущество экранизации перед игрой, а собственного супруга Андресона — в праве снимать себя красивую, сколько душе угодно. И, в общем, да. Человек, сообразивший скрестить Лару Крофт с Джоном Уэйном, чего-нибудь да стоит. А на огонь, воду и Миллу с тесаком можно так и вовсе смотреть бесконечно.
Увлеченно играясь с возможностями 3D, Андерсон забывает подчас про наличие сценария. Разумеется, это вряд ли должно отпугнуть от просмотра: во-первых, идиотские экранизации компьютерных игр никому не в новинку; во-вторых, в отличие от опусов какого-нибудь Уве Болла, режиссер Андерсон в своем безумии по-прежнему упоителен. Конечно, его фильм не пугает как раньше, но зато безостановочно смешит чуть ли не в каждой сцене. И пусть картина кажется скорее полуторачасовым видеоклипом, нежели художественным кино, все равно в конечном результате признаешь удивительную закономерность. Множество великих режиссеров, начитавшись Достоевского, принимались иллюстрировать знаменитую максиму «Красота спасет мир». Парадоксально, но факт: адекватнее всего это получилось всего лишь у трех человек: у Виммера в «Ультрафиолете», у Бессона в «Пятом элементе» и у Андерсона в «Обители зла».
Да, трёхмерное пространство в этой «Обители зла» сделано здорово — глубоко, внушительно, по-настоящему. Другое дело, что в этом пространстве Андерсон разыгрывает не столько связную и внятную историю, сколько такой салат из фильмов, которые он сам считает крутыми. Ну, там — «Чужой», «Блэйд-2», «Сайлент Хилл». Ещё «Матрица». И «Матрица». И ещё «Матрица», и потом опять, что ты будешь делать, «Матрица». Да, и «Матрица: перезагрузка», само собой, тоже. В общем, краткий конспект любимых фильмов (где-то четырёх-пяти) режиссера Пола В.С. Андерсона; в 3-Д.
Прискорбно констатировать, но Пол У.С. Андерсон совершенно не оправдал ожиданий, возложенных на него поклонниками первого фильма, с тоской наблюдавших, как от «сиквела» к «сиквелу» «Обитель зла» превращается в заурядный постапокалиптический боевик. Теперь уже поздно рассуждать в том духе, что одарённый английский (по происхождению) кинематографист имел все шансы, чтобы выстроить повествование четвёртой части не менее захватывающе и изощрённо, чем сюжет собственного оригинала1, благо что Рассел Малкэхи такую возможность оставил. Вместо этого режиссёр-сценарист пошёл проторенной тропинкой, даже задействовав подзаголовок «Жизнь после смерти», уже рассматривавшийся для предыдущей ленты цикла и в последний момент заменённый на более выразительный – «Вымирание». По-моему, главной, стратегической ошибкой автора было решение «вернуть» Элис на знакомые и в общем-то поднадоевшие просторы Лос-Анджелеса – как мегаполиса, где кучке людей удалось выжить и держать оборону от полчищ зомби в многоэтажной тюрьме. Ведь по-настоящему эффектными и, по сути, спасающими картину получились лишь два развёрнутых эпизода.
Где не абсурд, там цитата: кроме бесконечных расшаркиваний перед «Матрицами» и шутером «Left4Dead» есть, к примеру, смешная ссылка на «Prison Break» (актер Миллер шепчет из плексиглазовой клетки: «Я знаю, как выбраться!»). Нам дают понять, что соль не в истории. «Обитель зла» сделана как лихая и впечатляющая реклама 3D-спецэффектов. С экрана в зал лезут стволы, валятся гильзы и осколки, летят сюрикены и монетки, капли крови, кажется, налипают прямо на пластмассу стереоочков… Круто, но все-таки кажется, что редактор афиши ошибся с пунктуацией: «Обитель зла — в 3D!» — это лозунг, а не название.
У нового фильма неплохой саундтрек, особенно на первых минутах, где ритм нарушается намеренно. Небольшой бонус после финальных титров тоже порадовал. В остальном же фильм, как вы уже догадались, меня не впечатлил. Многое можно списать на чарующее 3D, но это уже неактуально — прикрывать бредовость или отсутствие замысла более-менее сносной картинкой. Не ходите. Оставьте это кино для фанатов RE.
Героиня Миллы Йовович - несокрушимая Элис - в начале фильма становится человеком и теряет "скорость пумы, силу медведя" на пять минут - но потом снова начинает разбрасывать врагов, как домино, и попадать зомби в глаз с любого расстояния. А в промежутках между боями Милла, поджав напомаженные MaxFactor губы, сетует в портативную видеокамеру, что надежды нет и что она не знает, сколько еще протянет. Видимо, это должно обозначать драму характера. Подобными условностями фильм набит под завязку. Естественно, логика при таком положении дел - невиданная роскошь: "Обитель зла 4" начинена не только внутренними ляпами, но и противоречит местами предыдущим частям франшизы. Однако если первая "Обитель зла" была пугающим вестником и сгустком гнетущей атмосферы, последняя как выглядит, так и воспринимается инсталляцией: необычно, забавно - но придавать этому значение глупо. Визионер Пол В.С. Андерсон лично поставил ту серию франшизы и эту, позволив во второй и третьей частях наворотить дел другим режиссерам. И возвращение Андерсона к начатой им киноистории навевает впечатление, что его девизом было "Я тебя породил - я тебя и убью". Если так, то Элис и ее зомби-зоопарку, кажется, настала амбрелла.
У нас проблема. Нет, с живыми мертвецами, вирусом Т, убийцами в белых халатах и доберманами-мутантами все хорошо, благодаря 3D они стали если не гаже, то ближе. Когда враги лезут из всех щелей, проблем как раз нет, надо лишь быстро жать на гашетку. Проблема, когда они не лезут. Надо что-то объяснить, куда-то пойти и вообще немножко подвигать не телом, а сюжетом. В эти моменты в «Обители зла» случается тихая катастрофа.
Что случилось с мистером Андерсоном? Честно говоря, не имеем ни малейшего представления, но не исключаем, что организм автора сценария и режиссёра утратил иммунитет из-за отравления ядами идиотии и кретинизма. А может, он просто переиграл в видеоигры — говорят, если не знать меры, можно двинуться головой. Кино не стесняется открыто плевать в лицо здравому смыслу, упорно ставя перед главной героиней странные задачи: например, найти какую-то девочку по имени Кей-Март и страдать комплексом Уилла Смита — последнего негра на Земле. Но что вам здравый смысл? Во вселенной "Обители зла" не работает даже закон естественного отбора. Сколько-то там лет после нашествия зомби, а дураки по прежнему не вымерли как вид.