В фильме Неизвестный мы узнаем о мужчине по имени Мартин Харрис, который попав в аварию и пролежав четыре дня в коме обнаружил, что другой человек выдаёт себя за него и даже собственная жена его не узнаёт. С помощью женщины-водителя такси Мартин пытается понять что происходит и доказать всем, что он не сумасшедший, а на самом деле настоящий Мартин Харрис.
Смотреть на все это — сплошное удовольствие. Стремительно молодеющий с каждой новой своей картиной Лиам Нисон, уже окончательно переквалифицировавшись в главного героя нынешних боевиков, очень бодренько бегает здесь по заснеженному Берлину то за убийцами, то от них. «Неизвестному» не хватило лишь одного — чувства меры. Вместо того, чтобы врубить финальные титры после первой концовки, авторы затягивают кино еще на полчаса (и, безусловно, это абсолютно чудовищные полчаса). Так что, если получится выйти из кинотеатра чуть пораньше — только приобретете. Впрочем, в любом случае, ни о каких существенных потерях и речи быть не может. Хауме Коллет-Серра по-прежнему снимает виртуозные триллеры, которые в конечном результате оказываются работами куда более возвышенного порядка, чем о них, в принципе, можно было мечтать.
Конечно, сама история — заслуга не вполне режиссерская: фильм снят по рассказу француза Дидье ван Ковелера. Однако точность, с которой Коллет-Серра отмеряет время и нагнетает ожидание перед тем, как вытащить из рукава очередной козырь (а их у него, поверьте, целая колода), уже исключительно его личное достижение. Детали этого детективного конструктора подогнаны так ловко, что, прокручивая в голове фильм снова и снова, вы не заметите ни стыков, ни шероховатостей. И, что удивительно, совершенно фантастический рассказ (с генетическими чудесами, арабскими шейхами, погонями и перестрелками) аккуратно вписан в окружающую реальность.
Поначалу кажется, что это такой неофициальный ремейк «Неукротимого» Романа Полански: машина, жена, заснувшая на плече любимого мужа, затем неожиданная катастрофа, один в чужом городе с карикатурным местным колоритом (там Париж, здесь Берлин), красивая незнакомка спасает жизнь, игры в догонялки с неизвестными, отвратительно вежливый персонал отеля. Затем все это, засчет иронии и дюжины сюжетных поворотов, съезжает обратно на территорию Хичкока. Вообще ирония – ключевой ингридиент фильмов режиссера Жауме Коллета-Серра, чье имя, видимо, придется надолго запомнить. В «Неизвестном» саспенс и юмор также бесконечно сменяют друг друга, а в лучшие моменты – сливаются воедино. И пускай эта история «не того человека» «на грани безумия» пленяет не эффектностью неожиданностей, а их количеством, это жонглирование штампами выполнено настолько виртуозно, что всякий обманываться рад.
Основной плюс этого фильма – его очевидная сложность для восприятия, может обернуться минусом для рядового зрителя, который не привык или не хочет думать во время сеанса. Некоторые моменты, оставшиеся для нас загадкой, создали двойственное впечатление и породили некоторое чувство внутренней пустоты. Не все части пазла идеально подогнаны друг к дружке, что, наверное, неизбежно при попытке предложить зрителю запутанный сюжет, а потому нет чувства некой завершенности. Однако, для тех, кто любит, чтобы фильм оставлял пищу для ума на несколько дней вперед, это самое оно.
Динамичный и крепкий триллер держит в напряжении все полтора часа. Сценарий вполне оригинален и до последнего момента непонятно, что же происходит: то ли и вправду главный герой сошел с ума, то ли здесь «подсуетились» потусторонние силы, то ли все это результат глобального заговора... Атмосферу потерянности и нереальности происходящего подчеркивают холодные берлинские улицы, серые, промозглые и недружелюбные. Пожалуй, «декорации» играют на саспенс больше, чем актеры и их действия.
Поскольку сюжет «Неизвестного» наводит на ассоциации с десятком триллеров со схожим синопсисом, заострять на нем внимание не стоит — тем более что вскоре он совершит неожиданный кульбит. Схожий фокус режиссер Коллет-Серра проделывал и в своем предыдущем фильме «Дитя тьмы», а теперь вышел на территорию Полански или даже Хичкока. Безвыходность положения, в которое попадает герой Нисона, сгущается, напряжение не отпускает, саспенс ощутимо довлеет над экшеном. У бывшего клипмейкера Коллет-Серра, конечно, не все в порядке с чувством меры, но зато многое здесь компенсируется редким в жанре чувством юмора. И хотя «Неизвестный» вряд ли войдет в коллективную память так же прочно, как «Неукротимый», возможность понервничать в зрительском кресле он дает точно.
Испанец Коллет-Серра, отличившийся пару лет назад очаровательным «Дитем тьмы», второй фильм подряд проделывает нехитрый, но действенный трюк, играя не столько на доверчивости аудитории, а наоборот — на ее всезнайстве. «Дитя» маскировалось под проходной хоррор, чтобы в какой-то момент толкнуть не ждущего подвоха зрителя на натянутые в темноте прыгалки. «Неизвестный» тоже водит за нос любителей угадывать финалы, притворяясь сперва «Шестым чувством», потом — нарядным ремиксом известного фильма Поланского с Берлином вместо Парижа и Нисоном вместо Харрисона Форда. Момент для раскрытия карт выбран тут безупречно, и если коллективное «ух ты» в зале будет не таким дружным, как на прошлой картине автора, это, в общем, не беда.
«Неизвестный» замечательно выглядит и уверенно держит ритм на всей двухчасовой дистанции. Коллет-Сера точно чувствует момент, где переключать передачи - «Неизвестный» то приятно тлеет стильной таинственностью, положенной респектабельному взрослому триллеру про Старый Свет, то взрывается весомым и внятным экшеном. Подсмотрев в «Заложнице», как здорово получается, когда звезда динамичного боевика притаскивает с собой в фильм ещё и драматический талант, Коллет-Сера попробовал повторить этот трюк со второстепенными персонажами. В результате тут складывается удивительная ситуация - каждый исполнитель немножечко лучше, чем того требует роль. В общем, убедительный европейский триллер качества выше среднего.
Вопрос «В войне между убеждением в том, кто ты есть, и конкретным знанием – кто, по-вашему, победит?» лишь на первый взгляд кажется риторическим: нехорошая реальность будет наголову разгромлена бурной, но хорошей психикой, тут к гадалке не ходи, а ходи к режиссеру фильма «Неизвестный». То есть ради окончательной победы добра на отдельно взятом киноэкране можно пренебречь и реальностью, и законами душевного устройства, а просто вырастить любое количество ложных личностей прямо на глазах у зрителя, выбрать из них самую симпатичную и прямиком привести ее к тому пункту, где сбываются мечты. Весьма удобная метода, надо сказать.
Разнеся привычно-эффектными взрывами и гонками на автомобилях пол-Берлина, «Неизвестный» практически не оставляет послевкусия. Ну да, Нисон. Ну да, Крюгер. Ну да, ссылки на якобы актуальные проблемы современности. Ну да, очередное высказывание на тему «не ходите, дети, в Африку гулять» (плюс «тайное всегда становится явным»). Хотите чего-то большего? Тогда «Неизвестный» точно не для вас.