Фильм Люди Икс: Первый класс расскажет о том, как сформировались профессор Ксавье и Магнито, о процессе основания школы Ксавье для детей-мутантов и, наконец, о том, что же произошло между двумя закадычными друзьями и почему они расстались.
Несмотря на очевидную преемственность и тесную взаимосвязь с предыдущими лентами о мутантах, наделенных сверхпособностями, «Первый класс» все же стоит особняком. И главное здесь – глубина проработки психологических образов. Мы наблюдаем за становлением двух сильных характеров, которые впоследствии станут монолитными глыбами, застывшими в своем развитии. В них есть многомерность, которой были лишены герои Патрика Стюарта и Иена МакКеллена, а как раз это и любопытно наблюдать в кино. А если учесть, что два мощных импульса, представляющие собой характеры центральных героев, которые заряжают сюжет энергетикой, сочетаются с ярким визуальным рядом, то это делает просмотр фильма еще интереснее. В итоге получается, что название картины, на языке оригинала звучащее как «First Class», можно трактовать не только как рассказ о первых шагах мутантов, развивающих свои способности и образовывающих альянсы, но и как качественную оценку самого фильма.
Режиссер Мэттью Вон не устрашился этих проблем и снял фильм, который не уступает, а кое в чем и превосходит своих предшественников. В чем же не уступает? Прежде всего, это уровень специальных эффектов, которые, говоря о франшизе "Люди Икс", даже странно называть специальными. Фильмы из этой серии буквально сотканы из них, и найти прореху в этой плотной ткани решительно невозможно. Оформление видеоряда "Первого класса" столь же безупречно, а под конец и столь же масштабно, как в "Людях Икс: Последней битве". Ну, и конечно, главное. Удалось ли Майклу Фассбендеру и Джеймсу МакЭвою удержать планку, поднятую столь высоко их коллегами Йеном МакКелленом и Патриком Стюартом? Без сомнения, удалось. И это при том, что оба они весьма мало похожи на своих героев в преклонном возрасте. Итого. Фильм "Люди Икс: Первый класс" является очень достойным продолжением франшизы и вполне может дать старт новой трилогии.
У Вона получилась совершенно реалистичная история о несчастном еврейском мальчике с уникальными способностями, который вырос в озлобленного и жесткого мужчину, мечтающего отомстить своему заклятому врагу Шоу. О юноше из хорошей семьи, который обнаружил в себе сверхспособности и жаждет с их помощью принести благо человечеству. Об их встрече, дружбе и о том, как они вместе боролись с этим Шоу. В общем, понравилось. Лучший, на мой взгляд, фильм из всей серии. И что же будет дальше, если все так и будет продолжаться? Следующий фильм будет просто шедевром?
Сколько фанатам «Людей Икс» пришлось ждать, когда про любимых героев опять снимут нормальное кино. Дождались — «Люди Икс: Первый класс» Мэтью Вона именно оно и есть. Ура, товарищи. В «Первом классе» Мэтью Вон выигрывает по-крупному, если не за счёт блистательного нокаута, то хотя бы по сумме очков. И потом, вспомним — первые «Люди Икс» Брайана Сингера были примерно такими же. Яркими, запоминающимися, выразительными, с отличными актёрскими работами — но в то же время как будто немножечко неуверенными, будто автор только осторожно осматривался в новом для него месте и потому не мог себе позволить врубить всё на полную катушку. Хотелось бы надеяться, что и с Воном происходит такая же история — и в продолжении фильма он жахнет, наконец, изо всех сил. Мы подождём. В общем, хорошее — но не великое — продолжение супергеройской саги; давайте уже продолжение скорее.
Можно сказать с уверенностью, что у проекта нет ощутимых слабых мест, которые могли бы испортить зрителю впечатление от просмотра. Те немногочисленные замечания, которые высказаны «Первому классу» - это в первую очередь сюжет. К другим огрехам сюжета можно отнести тот факт, что существует очень много точек, в которых «Первый класс» (являющийся приквелом), совершенно не стыковался с предыдущими картинами про Людей Икс. Однако Мэттью проделал колоссальную работу – фильм выглядит цельным и самодостаточным продуктом, который приятно выделяется на фоне всех предыдущих инсталляций серии. Это касается не только постановок экшн-сцен, которые получились совершенно бесподобными, но и способу донесения фильма до масс. Каждый зритель найдет в нем что-то для себя. «Первый Класс» вышел неоднозначным, во многом противоречивым, но оставил после себя хорошее послевкусие. Нельзя сказать, что это был идеальный приквел, который устроил всех. Но он получился достаточно хорошим, чтобы заслужить право на продолжение.
Променяв независимые бюджеты "Пипца" на казенные миллионы студии Fox, режиссер Мэттью Вон, тем не менее, продолжил иксовую фарншизу вполне достойно — с крепким сюжетом, глобальным конфликтом и новой бандой мутантов, один другого живописнее. Тем хуже для "Иксов...", что главной сюжетообразующей силой тут оказывается именно план архизлодея Себастиана Шоу по уничтожению человеческого мира. И в стремительном развитии Карибского кризиса и прочих событий дружба / противостояние Магнето и Ксавьера сводится чуть ли не до двух партий в шахматы. Такой же купированной предстает в фильме и хваленая ирония Мэттью Вона: наряжавший своего Пипца в водолазный костюм, он разве что позволяет себе крякнуть на сцене, где разноцветные "Иксы" влезают в свои фирменные желто-черные костюмы.
Да, за перипетиями фантастического сюжета, мастеровито вписанного в реальную историю противостояния США и СССР из-за установки советских ядерных ракет на Кубе, интересно наблюдать. Как и за тем, с какой удалью режиссер перекидывает мостики к главной трилогии. Мужик умеет пустить пыль в глаза, этого у него не отнять. Одна беда: за изящными сценарными виньетками, аллюзиями и прочими приколами для фанатов Мэттью Вон забывает о главном: правильном развитии персонажей и внятной драматургии. Он не в силах скрыть примитивность мыслей героев, неинтересность и неразработанность многочисленных действующих лиц второго плана.
Позиция создателей картины, разумеется, несвободна от критики. Сомнительным видится сам принцип настолько радикальной ревизии истории, что на её фоне мелодраматизация, традиционно практиковавшаяся Голливудом, покажется детской шалостью. Впрочем, если всё же принять предлагаемые кинематографистами правила игры, придётся признать, что Вон с поставленной задачей справился, не ограничившись тщательной реконструкцией на экране мифологии двух циклов издательства Marvel Comics. Режиссёр искренне старается высветить философскую и, вопреки присутствию супергероев, человеческую, слишком человеческую сторону конфликта единомышленников, которые, даже найдя общего врага, всё же не в состоянии прийти к компромиссу по главному, стратегическому вопросу.
«Первый класс» – самый лукавый из фильмов про «людей Икс», ибо снимал его автор «Пипца» Мэтью Вон, человек с явно анархическим мышлением. Мэтью Вон неистребимо сатиричен, хотя, разумеется, и скован границами жанра: большой денежный проект всегда должен держаться в максимально строгих рамках. С другой стороны, подобные рамки отнюдь не сдерживают проявлений самой необузданной фантазии. При этом изображение жизни высшего советского военно-политического руководства достигает такой вопиющей некомпетентности и идиотизма, какого оно далеко не всегда достигало даже в картинах времен холодной войны. Все же мутантам-первоклашкам не стоило лезть в большую политику и всемирную историю: гораздо уместнее было бы просто ограничиться метанием энергетических сгустков, трепыханием крылышек за спиной и прочими милыми фокусами, за которые человечество, собственно, и любит своих мутантов.
Получилось в итоге нечто среднее. И нашим, и вашим, и фанатам, и казуалам, и подросткам, и олдфагам, и любителям поп-корна, и всем прочим. В итоге кино получается такое усреднённое, что-то где-то мелькнёт, но так чтобы бурный восторг — нет такого, местами даже и скучно от всех этих бесконечных супергероев. С другой стороны, все прежние заходы в эту вселенную по большому счёту были ещё слабее. Та же гора спецэффектов, персонажей, а смысла ещё меньше. Стоит задуматься, а вообще из этой истории о том, как мутация позволяет блондинке превращаться в бриллиант вместе с вечерним платьем, можно ли сотворить что-нибудь удобоваримое?
«Первый класс» — дико неровное, шатающееся, падающее на тротуар, поднимающееся, гордо несущее своё бренное тело вперёд, снова падающее, из последних сил ползущее — короче говоря, кое-как двигающееся к своей цели кино. Цель в данном случае — либо заложение сюжетной основы для будущих «Людей-Икс» (уже снятых, что самое ироничное), либо финальные титры. Иногда очень сложно разобрать, чего хочется и режиссёру, и всей съёмочной команде. Что случилось с талантливейшим Мэттью Воном, понять сложно — то ли год не задался, то ли продюсеры вконец затюкали, то ли сценаристы «Агента Коди Бэнкса» подвели. Да только человек, подаривший нам идеально сбалансированные «Звёздную пыль» и «Пипец», умудрился наступить по очереди на все грабли, разбросанные в огороде с табличкой «Экранизация комиксов», и изрядно расшиб себе об это дело лоб.