Фильм Легенда о самбо расскажет о зарождении русской национальной спортивной борьбы. События происходят во время спартакиады 1936 года, когда в решающем поединке сходятся Василий Ощепков, с самого детства познающий основы Дзюдо в Японии, и Виктор Спиридонов, прошедший русско-японскую войну и самостоятельно разрабатывающий приёмы самообороны. Каждый из них желает положить начало российским уникальным единоборствам. А впереди - азарт соревнований, неожиданные повороты судьбы и история двух мастеров - создателей самбо и Анатолия Харлампиева - их первого ученика.
Получилась бурная фантазия о мечтателях, одержимых идеей сделать нечто выдающееся, прорывное и оригинальное. Представьте себе «Социальную сеть» Финчера, но с большим количеством рукопашных схваток и снятую в стилистике советского конструктивизма, а героев фильма как настоящих Героев с большой буквы, почти что с приставкой «супер-». Вот это и будет «Легенда о самбо»: фильм о большой мечте, снятый такими же мечтателями. И пусть получившееся произведение не без изъянов, оно делает главное: производит впечатление.
«Легенда о самбо» — фильм, напитанный референсами, в нем угадывается влияние и картины Александра Митты «Гори, гори моя звезда» — о становлении театра посреди Гражданской войны, и незабвенный маскулинный «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова, и много раз упомянутый тут Тарантино (хотя Богатырев считает, что многие тарантиновские приемы использовались в советской классике еще до Тарантино – пример – диалог Бондарчука и Тихонова в «Они сражались за Родину»). При этом «Легенда о самбо» абсолютно самобытная картина с лихим сюжетом, оригинальной авангардной формой, напичканная смыслами и вместе с тем приключенческая. Фильм оживляет страницы нашей истории ровно так, как и надо делать сегодня – без банальщины и нравоучений. Так что рекомендую всем осенью сходить на этот фильм в кинотеатры.
Контрастные кадры, в которых преобладают красные, чёрные и белые цвета, барабанная дробь, пафосные речи о вере в добро и судьбу превращают "Легенду" в поэтическое полотно, в котором меньше всего хочется искать исторические неточности. Потому что это искусство.
Андрей Богатырев с группой единомышленников продолжает создавать не похожие ни на что коктейли из реальности и комиксов, способные вдохновлять, говорить и давать надежду на то, что у человека где-то всегда есть единомышленник, которого надо лишь найти, не побояться дать шанс и довериться. И тогда любые идеи станут базой для создания чего-то нового, незаменимого и важного для общества именно сейчас.
Самое главное – это то, с каким ребячьим задором Богатырев снял свой фильм. Попытка игры в чистый жанр и нестандартная форма отчётливо выделяют картину на фоне остальных собратьев, снятых на ту же тематику. Это как в детстве пересказывать только что просмотренный по видику боевик. В этом несвязном, но страстном рассказе, где герои уже перемешались между собой и нет победителей и побеждённых, есть одно безусловно важное качество, делающее «Легенду о самбо» личной картиной режиссёра, – это вера в счастливый финал и победу справедливости.
«Легенда о самбо» оказалась на удивление внятной и увлекательно рассказанной историей, с интересным и адекватным операторским решением. Изобретательная и вдумчивая работа со светом и цветом превращает многие кадры в эффектные картины, которые хоть на стены вешай. Мы видим сочетание линий Родченко и светотени в духе японского эпизода «Убить Билла», и все это совершенно естественно в контексте вполне реалистичных интерьеров.
В фильме утверждается примат свободного творчества над государственной идеологией, а веру Ощепкова в то, что доброе дело невозможно уничтожить никакими полицейскими мерами, сложно не разделить. Ведь только благие начинания привлекают к себе последователей, в то время как идеологии умирают, как только меняется политический курс.
«Легенда о самбо» не сворачивает на опасный путь агитки за какую-то непреложную истину, а до победного сохраняет настроение эдакой баллады, басни о делах давно минувших дней, которую рассказывает экранный Харлампиев, а мы, соответственно, трепетно ему внимаем, время от времени одобрительно ухмыляясь или почесывая в раздумьях затылок.
Содержание фильма «Легенда о самбо» мало чем отличается от своих успешных предшественников вроде «Движения вверх» или «Легенды №17», но простота и элементы реализма неизменно подкупают зрителя. И если незамысловатые вдохновляющие “легенды” вам ещё не надоели, стоит дать фильму шанс.