В мультфильме Ку! Кин-дза-дза начинающий диджей и один известный виолончелист встречают на улице босого человека со странным устройством, и простое нажатие на кнопку перебрасывает их на далёкую планету Плюк, похожую на пустыню, где спичка имеет огромную цену, а классы общества разделяются по цвету штанов.
«Ку! Кин-дза-дза» — довольно странный ремейк знаменитого первого фильма. Герои частично поменяли имена и полностью — менталитет. Поменялись и их роли в картине, появились новые персонажи, а те, что сохранились, — где-то такие же, а где-то совсем другие. Конечно, до искрометности первого фильма новый не дотягивает, очень уж не хватает ему харизмы и обаяния Леонова, Любшина и Яковлева.
Мультремейк выглядит горьким напоминанием о том, что «Минздрав-то предупреждал...». Мы не услышали предупреждения и рванули за пластиковой кашей и цветными штанами. И если в оригинале сохранялась надежда на юное поколение: «Ты еще, молодой. Может, что-нибудь переменится», — то в ремейке посыл другой: «Ты еще молодой. Адаптируешься».
Плюк — это мы, если еще не сейчас, то в самом ближайшем будущем. Так и случилось: сегодня мы узнаем себя в нарисованной картине уже без всяких оговорок. Мы видим в Плюке не "другую цивилизацию", а уродливое образование типа "суверенной демократии" — по сути, феодальное средневековое общество с диктатурой бабла и культом мракобесия, в котором расплющен гуманизм.
Разумеется, "Ку! Кин-дза-дза" отнюдь не даёт надежды на светлое будущее, да и вряд ли авторы мультфильма ставили перед собой такую цель. Этот грустный памфлет в интересном оформлении выполнен практически идеально с художественной точки зрения. На цитаты его, конечно, уже не разберёшь (по-крайней мере на новые цитаты), но в качестве самодостаточной истории мультфильм оказался на редкость состоятельным.
Трудно простому пацаку стать чатланином, прорваться в шоу-бизнес или достичь иных материальных благ, - объясняет нам во второй раз с экрана Данелия. И объясняет по-прежнему интересно и увлекательно.
Да и культовым мультфильму не стать. Не тот замах, не та у него "душа", хоть и имеется "характер". Впрочем, по меркам нашей современной мультипликации и современных же способов переиначивания советских фильмов, "Ку! Кин-дза-дза" выглядит почти шедевром.
И все же ностальгического в «Ку! Кин-дза-дза» заметно больше, чем нового, а значит, главная интрига целиком заключается в реакции на непривычный визуальный стиль возрастных поклонников первоисточника, которым условная «Тайна третьей планеты» куда ближе, чем «Трио из Бельвилля».
В сухом остатке остаётся только неизбывная, всеобъемлющая печаль. Она подчёркивается замечательной, на низких, почти траурных нотах, музыкой неподражаемого Гии Канчели; авторскими цитатами и самоцитатами – из давнего и очень грустного фильма Данелии «Слёзы капали». В финале, правда, есть некий «луч надежды» – на молодых, которые, может быть, адаптируются к суровой реальности сегодняшнего дня.
Cнять, спустя несколько десятилетий, анимационную версию своего же полнометражного художественного хита — затея сколь смелая, столь и странная. Если в кадре есть ружье — оно непременно выстрелит. А вот выстрелит ли оно дважды? Фильм любят за тысячу мелочей, фраз, символов и образов. В ремейк заботливыми стараниями «отца» «Кин-дза-дзы» все это перенесено. Вопрос в том, зачем?
Превратив Плюк в босхоподобный мир с женщинами, состоящими из ног и груди, и ожиревшими эцилопами, Данелия приходит к логичному выводу, что спасать таких плюкан вовсе не обязательно. Одно дело – обаятельные Леонов и Яковлев, совсем другое – малопривлекательные фрики, будто из фильма «Бегущий по лезвию».