Фильм Криминальная фишка от Генри расскажет о самом унылом парне в Америке. Он сидит в своей будке у дороги, взимая пошлину с проезжающих. Казалось, в его жизни ничто не может измениться. Но однажды сомнительный приятель попросил Генри подождать его у крыльца главного банка в Буффало… В результате — четыре года тюрьмы по ложному обвинению в ограблении. Но пройдет время, и Генри вернется к тому самому банку, чтобы взять свое…
Больше пресловутого «Черри Орхарда» этот фильм роднит с Россией то чувство безнадежной провинциальной тоски, которое у нас так светло и любовно умеет передавать разве что Борис Хлебников. Поразительным образом здесь чувствуется и его фактура (действие запросто могло бы развиваться где-нибудь в Череповце), и его почерк, и его чувство юмора – одни эти бессловесные сцены со скучной женой (Джуди Грир) чего стоят. Если бы Хлебников вдруг взялся снимать кино про ограбление, он снял бы его именно так. Единственное, что он не смог бы сделать, и до чего, к сожалению, не дошли авторы этого фильма, так это поставить Каана на роль Фирса. Вот, в принципе, единственная претензия к этой скромной и безупречной картине.
На первый взгляд, эта картина вполне может оказаться “проходной” и не предвещающей успеха. Но не спешите разочаровываться, ведь “Криминальная фишка от Генри” вполне может претендовать на звание новой современной классики. На мой взгляд, история "нахождения счастья в жизни" придает фильму “Криминальная фишка от Генри” больший вес, и теперь назвать его просто криминальной комедией у меня рука не поднимается. Общее настроение фильма оказывается таким, как если бы “Ва-банк” Юлиуша Махульского соединить с “Обществом мертвых поэтов” Питера Уира, взяв у первого иронию и остроумный план ограбления, а у второго английский юмор и глубокий смысл.
Пожалуй, было достаточно необычно видеть Киану Ривза и Веру Фармигу в таком фильме, мы привыкли к немного другому амплуа этих исполнителей. Первый падок на фантастику и любит частенько появляться в драмах. Вторая заставила по-другому взглянуть на себя после отличного «Мне бы в небо» и недавно порадовала нас в добротном «Исходном коде». Но одно мы знаем точно – экранная пара из них вышла на загляденье. Мы даже боимся представить, что осталось бы от этой картины, не будь в ней этих исполнителей в главных ролях. Лента получилась очень необычная и не отвечающая сложившимся шаблонам в кинематографе. И это в основном пошло ей на пользу.
«Криминальная фишка от Генри» не слишком искрометная криминальная комедия, зато наверняка самая странная экранизация чеховского «Вишневого сада» с Киану Ривзом в роли Лопахина. Перед нами кино не столько смешное (на нем не обхохочешься), сколько пропитанное растворенной в атмосфере грустной иронией. В качестве детектива с фильма тоже спрос невелик: криминальная интрига самая условная и ничуть не более убедительная, чем, например, в «Берегись автомобиля». При этом, что перевешивает все недостатки «Криминальной фишки Генри», картина обнаруживает близкое родство не только с рязановским хитом, где сюжетные перипетии также в какой-то момент выплескиваются на театральные подмостки, но и с русской культурой в целом.
Необычная и неторопливая криминальная история набирает обороты постепенно. Ривз не слишком выразителен, даже для своего замкнутого персонажа, однако "Криминальную фишку Генри" стоит смотреть ради увлеченной своей ролью Фармиги — серьезно, продюсеры, снимите, наконец, эту женщину в фильме категории "А", — и переменчивого, но жесткого Джеймса Каана.
Хотя комедия Малкольму Венвиллю определенно удалась, Ривз, наверное, последний, кого можно за это благодарить. Каан, Вера Фармига, да еще и Петер Стормаре в роли театрального режиссера с чудовищным акцентом и двигают вперед всю эту немного нелепую конструкцию, составленную из традиционного капера, романтической комедии и фильма о театре. Что же касается Ривза, то он им хотя бы не мешает — за что следует поблагодарить режиссера, видимо, попросившего Киану просто сыграть скучного человека без очевидных достоинств — самого себя, по-хорошему.
«Криминальная фишка от Генри» с первого взгляда кажется вяловатой малобюджетной картиной, в которых так любит сниматься Кеану Ривз в перерывах между «Матрицами». Да и со второго, и с третьего взгляда ничего не меняется. Действие развивается медленно, словно актеры и авторы работали над фильмом под водой, попытки вживить «Вишневый сад» в сценарий криминальной комедии проваливаются; коли на то пошло, тут не «Вишневый сад», а «Три сестры». Но ужасно смешно смотреть на Ривза, герой которого изображает Лопахина, мямлит, спотыкается на трудных русских отчествах, а потом вдруг разыгрывается всерьез. Как ни удивительно, ему идет.