В фильме Кориолан знаменитая римская трагедия переносится в наши дни в виде экшен-триллера с перестрелками и автоматами.
Этот большой и ужасно амбициозный проект можно — и нужно — уважать и даже, пожалуй, им восхищаться — но вот полюбить его всей душой отчего-то не выходит. Вердикт Кочерыжкина — отчаянно смелая, весьма могучая и блестяще сыгранная, но не до конца продуманная экранизация Шекспира
В прозаических интермедиях, в отличие от стихотворных кусков, Шекспир, как известно, оставлял пространство для актерской импровизации: режь диалоги, скажем, жены и матери Кориолана — не хочу. Но нет: Файнс не может отказать себе в удовольствии как можно дольше любоваться величественной Ванессой Редгрейв в военной форме или заросшим бородой Джерри Батлером в роли главаря варваров. Да и свое присутствие в кадре в заглавной партии ограничивать не намерен. Аплодисменты. Занавес.
Если вы принимаете правила игры, и вам не претит условность, то «Кориолан» вам понравится. Те же, кто ратует за документальность и реализм на экране, очарованы не будут. Файнс-режиссер остается актером, создающим миф, а не документ. Да, помните эпизод с Файнсом в мегареалистичном "Повелителе бури"? Когда он появляется, достоверность разрушается. Кэтрин Бигелоу так специально задумала – вдруг напомнить зрителю, что он смотрит кино. При помощи кого? Рэйфа Файнса.
Вооружив римских солдат автоматами, дав им танки и бронемашины, Рэйф поступил необычно, интересно, ярко, но с другой стороны – зрителю будет очень сложно сразу перестроиться. Подобная картина при «адаптированном переводе» могла с точностью до мелких деталей отражать современные проблемы и демонстрации в том же Риме, кризисную ситуацию на Украине, проблемы в Греции и т.д.
Файнсу удалось сделать не столько умную и запоминающуюся экранизацию пьесы гениального драматурга, сколько, некоторым образом, возродить понятия Герой, Рок, Судьба в античном понимании этих слов. Вещь в наши дни приквелов, сиквелов и ромкомов невероятная, возможно, мало кому нужная, но от этого не менее колоссальная.
В этом фильме есть многое, но нет Кориолана. То есть там есть замечательный Райф Файнс, который точно и страстно изображает трагедию гордого, полного предрассудков, но совсем не плохого человека, попавшего в ужасные обстоятельства, но нет Кориолана, о котором написал Шекспир. Нет героя, гибель которого гнездится в нем самом, а точнее — в его сомнении.