Фильм Контакты это российская фантастическая драма о визите на Землю кораблей инопланетян. Их появление резко изменило жизнь всех обитателей планеты, особенно в тех местах, где в небе зависли над городами крупные НЛО. Пришельцы, прозванные землянами "виталиками", выделяют особое вещество, практическое применение которому жителями планеты ещё только предстоит для себя открыть. Главная героиня - медсестра Нина выходит на контакт с пришельцем в попытках помочь больному отцу, но в скором времени понимает природу инопланетян и их цели, что в корни меняет её отношение к ним.
Фильм «Контакты» выглядит как заведомо непродаваемый продукт, и, вероятно, именно этим объясняется их странная маркетинговая компания. Но они непродаваемы не как история, непонятно на кого рассчитанная, а как Мунк, как «Сатана, сеющий плевелы» Фелисьена Ропса. То, что ужаснёт рядового зрителя, но которое в глубине своей волшебное, чудесное… и страшное, да. Но о том и речь: страх приводит к цинизму. А если его преодолеть, то можно и в страшненьком чудовище увидеть человека.
«Контакты» убедительно стирают грань между невероятным и обыденным. Пришельцы как данность, утилитаризм как логичный исход развития человечества. Мир, в котором Чужого избили бы ещё где-то в Чертаново, а инвентарь Хищника пустили б на рязанском рынке по цене финской стали. Земля в шаге от тотального коллапса, но Моисеев не спешит выносить приговор. У людей ещё есть время наладить контакт. Пока хотя бы между собой.
Оригинальная философская фантастика — редкий гость в русском кино, а уж качественная фантастика — гость и вовсе исключительный. «Контактам» удаётся попасть в обе категории, и действительно хочется верить, что таких историй у нас будет создаваться больше.
Автор «Контактов» Дмитрий Моисеев, судя по всему, пытается теми же примерно методами, что и перечисленные деятели, исследовать области метафизического. И с теми же примерно целями. А именно – познать природу России или хотя бы осмыслить ее историю. В частности – феномен распада советской империи. Насколько Дмитрию Моисееву это удается, вопрос риторический. Поскольку указанные цели заведомо недостижимы. Но в любом случае уже сама попытка засчитывается за успех. Да и без всех этих абстрактных измышлений жутковатый сюрреалистический мир «Контактов» завораживает.
У Моисеева получились «невероятные страдания спилберговского Е.Т. в страшной России». Зато у просветлившейся Нины, судя по многозначительному финалу, появился шанс спасти мир, как это бывает свойственно русским людям.
Может ли это все заинтересовать широкого зрителя? Навряд ли. «Контакты» — кино атмосферное, тягучее и неординарное, но все-таки сильно на любителя. Возможно, в виде сериала он смотрелся бы лучше, но, в любом случае, это важный прецедент — артхаусная фантастика, снятая в России, где и обычной фантастики не то чтобы много. В конце концов, в недалеком будущем «Контакты» точно станут объектом для референсов.