Практически единственное, что можно предъявить «Кандагару», новому фильму автора «Охоты на пиранью» Андрея Кавуна — это то, что его пришлось так долго ждать. Со всех остальных позиций «Кандагар» — как бы ни было странно писать что-то подобное в адрес отечественного фильма, сделанного под творческим контролем телеканала «Россия» — кино практически безупречное. Пожалуй, единственное, что можно пожелать режиссеру Андрею Кавуну в связи с «Кандагаром» — чтобы нам не пришлось ждать следующего его большого фильма ещё четыре года.
"Кандагар" - фильм-высказывание, фильм-рассуждение, фильм-тоска. Не самое лестное сравнение, но эта убедительная психологическая драма - не для развлекательного просмотра: фильм не позволяет себя смотреть, только наблюдать - и погружает к финалу в какое-то задумчивое состояние, когда глядишь на экран, а картинку видишь как бы сквозь него. С "Кандагаром" России было бы не стыдно на "Оскаре".
По сути, это такая своеобразная робинзониада, только вокруг бородатые люди с автоматами, и до берега океана идти очень долго. И, как и всякая робинзониада, история Кавуна — это небольшой эпизод пленения вначале и эпизод побега в конце, несколько аллюзий на фильм «Экипаж», а между ними — длинный альбом обрывочных воспоминаний, выхватываемых без связи и разбору. В «Кандагаре» всего оказалось в меру, а ведь именно разумной умеренности, как правило, и не хватает нашим любителям банальной, но зато отпедалированной морали или выспренных речей на фоне колоколов. Режиссёр и актёры просто рассказали нам историю бытового в общем-то героизма, без больших букв и пафосных речей. И этого оказалось достаточно.
Cамое главное, перед нами хорошо рассказанный сюжет. Нашлось место и конфликтам, и экшну, и малой толике саспенса, и мелодраматическим ноткам, но все это преподносится небольшими дозами, чтобы сохранить ощущение рассказа очевидца. Возможно, можно было более драматичней построить повествование, но в этом случае пришлось бы лишить картину авантюрной жилки и, как следствие, захватывающего зрелища. Остается только надеяться, что Кавун напрочь отойдет от сериальной продукции и полностью переключится на полный метр. Ведь у него получаются неплохие приключенческие фильмы, а в наше время и в нашей стране это стало большой редкостью.
«Кандагар» совершенно актерское кино, хоть и сделанное на непривычно высоком качественном уровне. Режиссер здесь скорее дирижирует, задает направление, чем впаривает зрителю свой уникальный взгляд на мир. В фильме совсем нет набившего оскомину пафоса, и в этом он похож на своих героев. Оказывается, что фильм про людей, которых награждают орденами и медалями, можно снимать не в жанре патриотической трагедии, но вернуть им плоть, кровь и сдающие нервы.
Андрей Кавун, сделавший "Курсантов" и единственный за десятилетие любопытный русский экшн "Охота на пиранью" вопреки ожиданиям не стал эксплуатировать разудалую китчевую жилку, которая у этого режиссера действительно сильно развита. Из всех потенциальных жанров, которые таила в себе история про кандагарский плен — от патриотической клюквы до простой реконструкции событий, эффектной и без всяких дополнительных идей, он выбрал самый неочевидный — психодраму, где ценой вопроса назначена не честь державы, а сохранение свободы.
Фильм, с одной стороны, не то чтобы разочаровал, однако показалось, что с такими актерами и на таком реалистичном материале можно было снять заметно лучше и намного более увлекательно. Впрочем, уже спасибо за отсутствие пафоса и этого кошмарного "патриотизма", который нынче пихают лопатами почти в каждое новое российское кино. Таким образом, общая оценка, на мой субъективный взгляд, - четверочка с большим минусом. Посмотреть в принципе можно, но впечатления достаточно средненькие.
История российских героев (чтобы добавить к родине веру, всех татар тут превратили в русских) — второй фильм Кавуна, режиссера оголтелой «Охоты на пиранью», и, естественно, с ним были связаны некоторые, мягко говоря, ожидания. Что ж, по количеству нелепостей и косяков «Кандагар» вполне может тягаться с «Пираньей», а вот по уровню драйва — увы. То есть, конечно, набрав в группу таких исполнителей (Машков, Панин, Балуев), трудно было получить что-то безнадежное, и актеры таки вытаскивают все саспенс-сцены своей психологической игрой. Но сюжет допускает слишком много лишних движений в одних местах и, напротив, неправдоподобно зависает в других, напряжение то и дело рвется, и постоянные сбои не дают состояться нормальному мейнстрим-боевику с щедрой пиротехникой и истребителями (что явно и намеревался снять Кавун). «Кандагар» бесконечно приближается к цели, но так и не может перейти звуковой барьер. Именно поэтому глаз все время цепляется за очевидные недосмотры, рассматривать которые при достаточном разгоне было бы просто некогда.
От режиссера бредовой, но бодрой и уморительно смешной «Охоты на пиранью» я ожидал много большего. Эффектная бомбежка, составившая основу рекламного ролика, оказалась проходным эпизодом, а вся история духовного противостояния сводящим с ума условиям талибского плена свелась к невнятным диалогам да футболу под дождем. Актерские работы сами по себе хороши, но блеклый сценарий и вялая режиссура сводят все их старания на нет. Но главное даже не в этом, а в том, что в фильме нет правды. И дело даже не в том, что в реале экипаж состоял из семи человек, — жизнь есть жизнь, кино есть кино, я это прекрасно понимаю. А в том, что «Кандагар» откровенно льет воду на мельницу антимусульманской пиар-компании, затеянной США из далеко небескорыстных интересов.
К сожалению, вполне благородный замысел оказался реализован всё-таки не блестяще… Что-то подобные неудачи (не всегда коммерческие, но обязательно – творческие) стали чересчур частыми, свидетельствуя, боюсь, о недостаточной искренности кинематографистов! Кавун словно не может до конца определиться, чью сторону занять в объявленном противостоянии мировому терроризму в исламских одеяниях.
Идеологическая ретушь – далеко не единственная ахиллесова пята «Кандагара». Отказавшись от казенного героизма, Кавуны попытались сделать полноценную психологическую драму о пребывании людей в плену, но драматургия развалилась у них с первого же кадра и больше не воскресала. Как эти люди (не те, что в реальности провели 378 дней в заточении, а персонажи фильма), которые непрерывно ругаются друг с другом, совершают бессмысленные выходки и проигрывают в карты семейные альбомы товарищей, сумели объединиться и угнать собственный самолет – уму непостижимо. На фоне довольно точно выписанных афганцев, эдаких кандагарных хлопцев, российские летчики предстают сборищем невнятных и корявых субъектов, один из коих комичен, а двое откровенно неприятны