В фильме Как приручить дракона юный викинг Икинг живёт в королевстве, на которое постоянно нападают драконы и готовится однажды получить в наследство трон. Но есть небольшая проблема: он слаб и совсем не герой. Икинг отправляется на остров, чтобы победить дракона и пройти инициацию, но там он понимает, что драконы совсем не такие, как о них привыкли думать. Тогда он решает приручить дракона и вместе с ним отправиться на поиске славы и приключений.
Сами понимаете, воспринимать "Как приручить дракона" как ещё один семейный мультфильм никак не получается, потому что он с самого начала на всех парусах покидает гавань, из которой не выходит большинство современных анимационных работ, и с азартом уходит в открытые и неспокойные воды кинематографического океана, где выживают самые лучшие — шедевры и изделия штучной работы. Хотя "Как приручить дракона" не чурается новомодных штучек, которые способны сделать даже из посредственностей приличных людей, до зрительских сердец он дотягивается старым испытанным способом — чистой и незамутненной магией. Её сложно объяснить, невозможно подделать и поставить на конвейерное производство, а получается только чувствовать. И никаких специальных очков вам для этого не понадобится.
"Аватар" для детей" - самая точная характеристика этого 3D-мультфильма. Мало того, что удивительной красоты 3D (море, туман и словно парящие в нем горы) и схожий сюжет (про то, что выиграть по-настоящему можно не топором и не напалмом). Главное - полеты на драконе в мультике вызывают те же ощущения головокружения и восторга, что и приручение баньши ("экранов") в "Аватаре". "Как приручить дракона" - детский мультик, но с неожиданной реалистичностью в финале, и в нем Dreamworks, как Pixar в своих лучших творениях, выходит за грань возрастных различий, говоря со зрителем на понятном и ребенку, и старику языке. Картина - о дружбе, и о том, что она, во-первых, сильнее всех различий - а во-вторых, дороже всех сходств.
Проработка вселенной внушает уважение — все герои мотивированы и добиваются своего, драконы летают не просто так, и оторваться от экрана невозможно от начала и до конца. Конец, кстати, отрезвляет: за победу и всеобщее примирение придется тяжко заплатить. Такое в голливудском, да и вообще в любом условно-детском кино происходит очень редко, да еще так, чтобы не было излишней наставительности — такого, кажется, просто не бывает никогда.
Об этом зрелищном, талантливом и технически безупречном мультфильме крайне сложно что-то сказать, кроме вышеупомянутых эпитетов. Непонятно, хорошо это или плохо, но в кои-то веки на экраны вышла анимация, в которой нет ни одной постмодернистской шутки для взрослых, ни одной культурной аллюзии для забредших в кинозал подростков, ни одной зацепки для критика, привыкшего буквально по любому поводу расписывать многостраничную демагогию. «Как приручить дракона» — это, прежде всего, эффектный 3D аттракцион, высокобюджетная компьютерная анимация, где просчитан каждый пиксель, каждая деталь, каждая шутка. Пересматривать подобное вряд ли будешь, но сам факт того, что для детей иногда стараются так же, как и для взрослых, сильно радует.
Я посмотрел "Как приручить дракона" с большим удовольствием. С сюжетной точки зрения в нем особо ничего и нет, развитие событий с легкостью предугадывается с самого начала, однако как буйство высококлассной мультипликации - самое то что надо! Дети наверняка будут в восторге, да и родители вряд ли заскучают, если в них осталась хоть капля детскости.
«Как приручить дракона», пожалуй, одно из наиболее симпатичных неготических анимационных творений, созданных в последнее время нашими заокеанскими собратьями по разуму. И хотя сценарий этой викинг-эпопеи несколько уступает сценарию таких до блеска отточенных вещей, как «Корпорация монстров», «Рататуй» и «Кунг-фу Панда», авторам, бесспорно, удается проскользнуть между Сциллой новомодной скабрезности и Харибдой тысячу раз перепроверенных розовых сантиментов, то есть, говоря коротко, между Шреком и Уолтом Диснеем.
Желания сходить-посмотреть не было никакого, тем приятнее было удивление, когда в фильме внезапно не стали поминутно «шутить» в стиле американских подростков, остров суровых викингов оказался весьма неплохо проработанной локацией, завзятым воверам до боли в печени напоминающей Нордскол с тамошними суровыми врайкулами и ихними амазонками, наконец сами герои не стали выжимать из себя ни брутальность, ни разухабистость, летая себе в достаточно удачном триде под не слишком педалируемый драматизм. В итоге же мультфильм берёт скорее своей сдержанностью. Да, овец можно и побольше, а вот драконов, полётов, аморов, подростков, викингов, шуток, отцов-детей и красивых закатов — отмерили на этот раз в самую тютельку, не вызывая пресыщения и раздражения.
Казалось бы, тема с драконами уже настолько избита, что городить очередной мульт пусть хоть трижды в 3D — занятие пустое и неблагодарное. Несмотря на это, аниматоры из DreamWorks все же взялись за дело и выжали из этой заезженной пластинки все, что могли. Мульт получился не совсем типичный для студии. Обычно мы привыкли ждать от DreamWorks что-то безумно смешное в духе «Шрека» или «Мадагаскара», а тут — как бы насквозь клишированная драма с примиренческой моралью. Поначалу все это кажется не менее чем странным, но со временем начинаешь понимать, что мульт не так уж плох. Более того, он шедеврален. Во многом этому способствует потрясающая динамика и великолепная прорисовка. Необычные ракурсы, повороты и петляние меж скал и облаков — все это завораживает.
В первом, самом поверхностном приближении, «Как приручить дракона» просто увлекательный 3D аттракцион с полетами на фоне скал, облаков и закатов. Любопытная вселенная, которую тянет узнать поближе: то и дело возникает желание остановить фильм и рассмотреть драконов в деталях — вон того шипастого зверя или ту зеленую шмакодявку под грозным названием «Жуткая Жуть». Все многочисленные штампы вроде подростка-неудачника, медленно, но верно превращающегося в героя, и дурацкие шуточки растворяются в Большом Приключении, которое, будьте уверены, затянет через силу. Даже если вы терпеть не можете ни мультфильмов, ни подростков, ни даже драконов. И, вместе с тем, речь не только о технических наворотах и выразительных возможностях. «Как приручить дракона» еще и сказка с моралью: человеку следует умерить самолюбие в общении с природой, да и вообще надо думать прежде чем наносить удар — может статься, и драться не понадобиться.
Экранизируя первую из книг британской сказочницы со сказочным именем Крессида Коуэлл, режиссеры ДеБлуа и Сандерс («Лило и Стич») на все сто соблюдали положенные по бизнес-плану пропорции приколов, прыщавой романтики и экшена. Но при этом им, в отличие от прочих создателей высокобюджетной компьютерной анимации, удалось выдумать новый мир таким, что непоказанные его части вызывают хоть какой-то интерес, и рассказать свою историю так, будто она находится не между приквелом и сиквелом, а между прошлым и будущим. Это, конечно, пока еще далеко не Миядзаки — но уже довольно существенный шаг на пути к мультипликации как искусству.
«Как приручить…» шарахает зрителя чудесами компьютерной анимации — полетами сквозь туман, схваткой с древней годзиллой и победой по 3D-очкам, — так что не сразу распознаешь в нем старую, в общем-то, сказку про встречу двух одиночеств. Запоминаются не трехмерные трюки, а сценка, в которой Иккинг протягивает зверю рыбку, но тот половину отрыгивает — бери, друг. Если что-то и обновилось, то это мораль: еще в начале дракончику сломают хвост, мальчик тоже не останется при своих двоих… Ни одно доброе дело, дети, не остается безнаказанным!
Фильм предназначен, прежде всего, для детей школьного возраста. Но на него смело можно вести пяти и шестилеток - в отличии от «Шрека», в котором многие диалоги рискуют быть непонятыми детьми, здесь все предельно ясно. «Как приручить дракона» – только второй фильм студии, снятый с помощью технологии 3D, однако, к качеству изображения никаких нареканий быть не может – детально проработаны такие сложные фактуры, как волосы, вода и огонь. В сценах полетов на драконах (главный 3D аттракцион) дух захватывает, но в морскую болезнь, к счастью, веселье не превращается.
С «Дримуорксом» давно так — идея хорошая, но затея дурацкая. Каждый второй мультфильм компании — памятник растраченному потенциалу; истории они придумывают прекрасные, а вот финальные воплощения, как правило, несколько страдают. Примеров тому — вагон и маленькая тележка; исключения можно перечесть по пальцам («Кун-фу панда»). «Как приручить дракона», к несчастью, больше тяготеет к первой категории — хотя заявка на включение во вторую была довольно-таки сильна. Кое-что важное режиссерскому тандему ДеБлуа и Сандерса, ответственному за «диснеевский» «Лило и Стич», в «Драконе» бесспорно удалось — это создать действительно оригинальный новый мир, с занятным внутренним устройством и симпатичными особенностями. Но вот беда — создав всю эту красоту, ДеБлуа и Сандерс затем безжалостно натянули её на тот же самый сюжетный костяк, на котором уже задохнулось немало полнометражных мультиков, причём не только «Дримуорксовских».