Всё-таки в удивительное время нам посчастливилось коптить небо. Задумайтесь на секунду − ещё вчера «Индиана Джонс» был трилогией, причём был оной достаточное количество лет. А сегодня — уже нет. Не знаем, как вы, а мы по этому поводу исключительно счастливы.
Об Индиане Джонсе хочется говорить бесконечно, но я перейду сразу к делу. Удалось ли «Королевству хрустального черепа» удержать планку предшественников? Да, безусловно удалось, однако новый фильм все-таки несколько хуже предыдущих. Он замыкает трилогию, уступая по качеству совсем немного самой слабой из трех — второй картине «Храму судьбы».
Основная претензия — это качество сценария, который пытались написать более 15 лет, но, как оказалось, идеального варианта так и не получилось. Сюжет уже не держит в напряжении, так как было в трилогии 80-х, некоторые поступки героев кажутся довольно странными, а развязка оказалось самой слабой частью фильма, но всё же, в целом, сценаристам удалось сохранить тот незабываемый дух приключений, который мы так полюбили.
В остальном же в «Королевстве хрустального черепа» всё на высшем уровне. Среди актеров лучше всех сыграл, пожалуй, Шиа ЛеБёф, переигравший местами даже самого Харрисона Форда, однако Индиана Джонс тоже невероятно хорош, и его образ за эти годы почти не изменился, несмотря на возраст актера: он также лихо дерется, исследует неизведанное, очаровательно улыбается, дерзит злодеям и читает лекции студентам. Карен Аллен невероятно мила, и ее возвращение очень способствует возрождению атмосферы 80-х. Немного разочаровала только Кейт Бланшетт — казалось, что она так и не вышла из образа задумчивой эльфийки Галадриэли, но, возможно, она просто слишком очаровательна для злодейки. Ее роль больше походила, на роковую женщину Эльзу Шнайдер из «Последнего крестового похода». Может сценаристам стоило больше развить образ советского полковника, а так получилось, что фильм остался без главного злодея, без своего Мола Рама и Уолтера Донована.
При монтаже фильма использовано минимальное количество компьютерной графики, и это колоссально позитивно сказалось на атмосфере фильма — перед нами вновь тот же «живой» и невероятно зрелищный приключенческий экшен, что и 20 лет назад. Причем сказалось настолько позитивно, что после компьютеризированной концовки, захотелось, чтобы этой графики не было совсем, так как с ее появлением сразу как-то развеялась атмосфера старого доброго Индианы Джонса.
Стивен Спилберг, по-прежнему, заслуживает самых хвалебных слов - режиссура в фильме достойна подражания: ракурсы, движения камеры, почти каждый кадр говорит о работе мастера. Джон Уильямс неизменен: музыка в фильме также хороша, как всегда, и помогает настроиться на нужный лад, хотя чего-то особо нового и запоминающегося привнесено не было.
В целом, большая часть фильма смотрится легко и с удовольствием: классические драки, погони, перестрелки в стиле «Инди», отличные диалоги, достоверная актерская игра, несколько весьма забавных моментов и фраз, которые непременно вас рассмешат. Пожалуй, не стоит особо цепляться к сюжету и некоторым действиям, которые не вполне мотивированны, «Индиана Джонс» не триллер, а приключение, на которое мы приходим отвлечься от повседневной жизни и получить два часа удовольствия. Не стану агитировать за многократный просмотр, но посмотреть «Королевство хрустального черепа» хотя бы один раз должен, пожалуй, каждый.
Таким образом, фильм я оценил бы на четверочку с минусом. Посмотреть вполне можно. Пересматривать его, в отличие от первых трех фильмов, я не буду совершенно точно, но как попытка возродить старых героев в состоянии боевитой старости - вполне достойно. Только сценаристу нужно что-нибудь оторвать. Хотя бы руки.
главная проблема фильма даже не в том, что все главные трюки выполняет все-таки не Инди, а команда по спецэффектам и спортивные герои второго плана — Форд и так доказал, что жизнь продолжается не только после 30, но и после 60. Хуже другое: после многолетних и мучительных поисков Спилберг и Лукас поручили проработку сценария авторам «Терминала», «Парка Юрского периода» и «Войны миров» — а эти люди никогда не могли сделать ничего оригинального, отличающегося от голливудского мейнстрима. В результате хорошая идея оказалась бездарно профуканной: сюжетные повороты предсказуемы, диалоги скучны, а разгадка главной тайны — «что же это за хрустальный череп такой?» — становится понятна уже минуте на пятнадцатой.
Индиана Джонс и королевство хрустального черепа продолжает лучшие традиции прежних серий. Если говорить о погонях и драках, то гонка по джунглям, в которой младший Джонс стоит разными ногами на разных машинах, и его дуэль на шпагах с командиршей отряда КГБ смотрится великолепно. Кроме того, смотреть на Кейт Бланшетт, которая в роли Ирины Спалько не может сдержать улыбку от того, что ей приходится играть – отдельное удовольствие. К сожалению, в Хрустальном черепе чувствуется и усталость сериала. Форд держится молодцом, а его кривая усмешка хороша как никогда, но сценарий, писавшийся почти 15 лет и многократно переделывавшийся, представляет собой лоскутное одеяло.
Спилберг резвится по собственным правилам, решив для себя, что развлекалово здесь — прежде всего, а кто там на ком стоял — это пусть молодёжь снимает, как ей нравится, с логикой и пр. Фанатам и так будет зер гут. Вот и посмотрим, как оно теперь пойдёт, ведь та же в общем наследующая «Инди» серия про «Мумию», продолжение которой как раз ожидается в этом году, при всей её пародийности — не позволяет себе терять в процессе действа центральные сюжетообразующие артефакты. Конечно, за ней не тянется шлейф культовости, и за ней не стоят тени столпов, и потому её продюсеры, сценаристы и режиссёры не могут себе позволить нести уж совсем откровенную чушь с экрана. Спилберг и Лукас, видимо, могут.
Подобные просчёты, разумеется, могли быть компенсированы по-настоящему неповторимой и захватывающей дух фантазийно-приключенческой составляющей. Однако кинодраматург Дэвид Коэпп4 оказался настолько неубедительным и неоригинальным, досконально, в отличие от случаев с обоими предшествовавшими «сиквелами», воспроизводя структуру «Искателей потерянного ковчега» вплоть до развязки, что порой режиссёр выглядит подражателем самому себе.