Война — это очень весело, особенно когда партизанская тактика выражена фэнтезийном манером. Бесшумное десантирование посредством грифонов, ликвидация часовых силами мышей особого назначения и атака гарнизона замка минотаврами и кентаврами. Звучит вдохновляюще? Поверьте, выглядит еще лучше.
В Нарнии прошло 1300 лет, и она сильно изменилась. Вместо с волшебной страной изменился и сам фильм. В первом часе (а фильм, напомню, длится почти 2,5 часа) мы узнаём хоть и постаревшую, но все еще «светлую» Нарнию — такую, которую мы видели в «Лев, ведьма и платяной шкаф». Съёмки проходил в Новой Зеландии, и ее виды до сих пор не устают поражать своею красотой. Однако, с начала второго часа антураж фильма значительно «темнеет», и Нарния делает большой шаг в сторону фильма «Властелин Колец. Возвращение Короля», хотя до уровня последнего она так и не дотягивает. Сходство еще больше бросается в глаза, учитывая что снимали эти две картины практически в тех же местах.
И вот, на руинах милой и сказочной страны рождается новое кино — эпическое фэнтази с битвами армий, захватом крепостей, рукопашными сражениями и магией. Тем не менее «Принц Каспиан» до конца пытается остаться фильмом прежде всего для детей: в нем сражаются, но нет насилия, в нем убивают, но нет крови и жестокости. Кажется, что сценаристам все-таки удалось сделать кино одновременно интересным и для детей, и для взрослых, хотя они здорово рисковали не понравится ни тем, ни другим.
Сюжет, в целом, получился удачный, хотя поклонники К. Льюиса скорее всего будут недовольны, потому что сценарий отличается от книги весьма значительно — это больше фильм по мотивам. Тем не менее, сюжет большую часть времени держит в напряжении, и хотя ясно, что в конце-концов победят «хорошие», сценаристы, разбив фильм на несколько эпизодических сражений, как хорошие игроки в покер, заставляют нас гадать победят ли «наши» уже в этот раз или все-таки проиграют, чтобы дать решительный бой в следующий битве. Стоит признать получилось неплохо — много раз по ходу фильма инициатива переходит от одних к другим, и только последний эпизод ставит окончательную точку. Из недостатков сценария — только то, что фильм отвечает не на все вопросы, и ответы нужно искать уже в книге и то, что от христианской идеи, пропитывающей все книги К.Льюиса мало что осталось: «добро» и «зло» рубят друг друга, не зная ни прощения, ни сострадания, но стоит отдать должное, что все-таки в фильме прославляется доблесть, честь и смирение.
Почти все актеры, играющие в главных ролях, нам знакомы по первому фильму, и их игра мало чем отличается от виденного ранее — вполне ровно, но без особого проявления актерского таланта. Питер довольно удачно справился с ролью вожака, Люси оказалась той маленькой по росту, но отнюдь не по доблести, героиней, а вот Сьюзан и Эдмунд лучше проявили себя в активных действиях, чем в словах. Принц Каспиан выглядит симпатично, но в целом сливается с коллективом нашей геройской четверки, и до чарующего обаяния Леголаса (Орландо Блума) во Властелине Колец ему далековато. Актеры в ролях короля Мираза и его окружения неплохо выполняют свою работу, но особо не запоминаются. Кто же действительно интересен, так это сказочные персонажи: карлик, барсук, мышь выглядят крайне мило и придают фильму фэнтезийный колорит.
Говоря о сказочном, стоит отметить великолепную реализацию спецэффектов (хотя казалось бы, ну чем уже удивлять?): магия Нарнии, маленькие последователи кота-мушкетера из Шрека 2, минотавры, живой лес выполнены настолько реалистично, что просто кажутся абсолютно настоящими, а не нарисованными на компьютере.
Музыка и звук также хороши и настраивают на нужный лад, хотя вряд ли вы захотите прикупить саундтрек. Самая последняя песня весьма красива, но кажется пришлась несколько не в тему, хотя возможно дело, в том что это единственная слышимая английская речь в фильме.
Что же в итоге? В итоге, возвращение в Нарнию состоялось, пусть и в более суровую, изменившуюся, но в такую же волшебную страну, которую мы узнали ранее. Сюжет, актерская игра, музыка и спецэффекты выстраивают атмосферу настоящего фэнтази, а эпические битвы, зрелищные мелкие стычки, реалистичный рыцарский поединок, лихая стрельба из лука и катапульт и, наконец, магия наводят последние штрихи. Да, есть несколько скучных моментов, которые можно было бы вырезать, есть вопросы, оставшиеся без ответа, есть, пожалуй, излишнее количество жертв, но есть и атмосфера сказки, которая, наверняка, понравится и детям и взрослым.
Таким образом «Нарния 2» выходила по канонам голливудского сиквела — всё то же, только больше. Больше битв, больше героев, «больше жестокости» (не выходя при этом из семейного рейтинга PG) и больше истории вообще: режиссёр за три года, прошедших с выхода первого фильма, наконец-то прочувствовал для себя, что же ему делать с предложенным материалом, и с радостью углубился в живописания приключений, не ограничиваясь дословным воспроизведением локаций и сцен оригинала.
Совмещение благородного пафоса с явно более приземлёнными мотивами, которыми руководствуются пришельцы, в итоге – преспокойно возвращающиеся в привычный мир, вызывает незапланированный комический эффект. А это, на мой взгляд, всё-таки не пристало мудрой и возвышенной сказке!