В фильме Дж. Эдгар показан путь к власти директора ФБР Эдгара Гувера, самого влиятельного человека в США во время занимаемого поста главы Федерального Бюро, а так же его частная жизнь и личные интриги.
Поставленная перед создателями «Дж. Эдгара» задача – показать историю великого американца – была выполнена без лишней халтуры, но не более. Радует лишь тот факт, что фильм сохранил в себе поучительный эффект и будет интересен интеллектуальным киноманам.
Факты биографии основателя ФБР могли бы послужить основой для оды во славу силы духа, беззаветного и аскетичного служения Родине или хотя бы – человеческого ума, позволившего рядовому в общем-то человеку сосредоточить в своих руках огромную власть, причём реальную, а не номинальную. И Иствуд вместе со сценаристом Дастином Лэнсом Блэком, казалось бы, предоставляют возможность самому Гуверу высказаться – и выставить себя в максимально выгодном свете, напомнив о блестяще нейтрализованной угрозе со стороны неких левых радикалов, устраивавших террористические акты, и жестоких гангстеров.
Про Эдгара очень сложно снять другое кино, не коверкая тот образ, который пытался воссоздать Иствуд. Можно было бы сделать что-то иначе, где он был бы другим, ближе к голливудским канонам. Возможно, оно было бы даже интереснее, красивее, динамичнее, но вряд ли лучше справилось бы с поставленной задачей – ознакомить существуюзщее поколение с одним из самых харизматичных людей прошлой эпохи, не отвлекая его сверкающей мишурой и не оставляя в объективе ничего существенного, что могло бы отвлечь внимание от главного героя.
Шутки шутками, но как произведение кинематографического искусства «Дж. Эдгар» не представляет собой «шага вперёд». Сделан «байопик» cовершенно в таком же стиле, как и «Подмена» того же Иствуда четырёхлетней давности. Иствуд привычно смешивает в определённых пропорциях мелодраму с детективом, психологическую драму с элементами гангстерского боевика и фильма ужасов.
При всем неудобстве Дж. Эдгара Гувера в качестве романтического героя, фильм Клинта Иствуда во многом — история любви, использующая в качестве зацепки слухи о гомосексуальности Гувера, никогда не женившегося и жившего с матерью, пока она не умерла. Сценарист Дастин Лэнс Блэк, обладатель "Оскара" за сценарий "Харви Милка", считающийся после этого специалистом по гей-тематике, подает отношения героя с многолетним другом и заместителем Клайдом Толсоном очень тактично, но при этом вполне откровенно
Стоит ли смотреть "Дж. Эдгара"? В кинотеатре точно нет, ибо высидеть столько времени за достаточно прозаичными диалогами – то ещё испытание. Дома? Да, вполне возможно, если хотите вновь полюбоваться на любимого ДиКаприо, узнать о талантливом актёре Хаммере и о том, как вообще появилось ФБР. И уж точно не нужно искать параллели с "Харви Милком", в котором гомосексуализм показывался как смелый вызов обществу. Здесь это представляется как постыдный грех, с которым не смог совладать даже "самый влиятельный человек в мире".
Как бы сильно ни сыграли актёры, им не удается полностью вытянуть на своих плечах весь фильм, галопом несущийся сквозь семь десятилетий истории США (еще хуже это удается Наоми Уоттс, играющей секретаршу Гувера: причины ее преданности шефу так и остаются загадкой). Это смелая попытка очеловечить Вампира с Пенсильвания-авеню; возможно, результат оказался бы более убедительным, если бы охват фильма не был бы столь огромен.
"Дж. Эдгар" – это фильм патриота о патриоте. Один знаменитый американец снял жизнь другого знаменитого американца, и сделал это по возможности хорошо. К сожалению, до отличного Иствуд недотянул из-за оскароносного сценариста. Нарратив следовало бы сделать более последовательным и основательным, чтобы он не метался от одного события к другому.
До последнего под музыку режиссера Клинта Иствуда стареющий герой Леонардо ДиКаприо отстаивал права и авторитет подчиненных агентов, не забывая фирменную мимику, дикцию, а также фотографироваться на память с уходящими на пенсию сотрудниками. В качестве политической драмы фильм «Дж. Эдгар» все же выполняет свою миссию, чего не скажешь о личностной стороне вопроса. Ее детали несколько выбиваются из общего ряда с тем, что авторы позволили себе быть пристрастными, присоединившись ко взглядам одной из теорий, изобличающих плотские грехи Джона Эдгара Гувера.
Очень обтекаемо и не внятно выразил свою мысль Иствуд, если таковая конечно была. Перед нами, по сути, история одного из самых громких расследований Бюро, которую рассказывает пожилой Гувер молодому специалисту, дабы создать правдивую историю о нем и о деле всей его жизни. Мы видим его совсем молодым, в самом расцвете сил и наконец, пожилым.
Признаюсь честно, при всей моей лояльности ко всем проявлениям любви в кино, здесь Клинт перегнул палку. Нет, никаких эротических сцен мы не увидим, но слюнявые диалоги между двумя старичками из разряда «А знаешь, почему я был такой потный, когда ты в первый раз вошел в кабинет? Все это потому, что я увидел тебя и понял, как ты мне нужен» — это уже перебор. Мне кажется, этими сценами Иствуд упростил образ Гувера, а это было ошибкой. Вердикт: очередная биографическая политическая драма. Советую любителям жанра. Если вы не любите двухчасовые фильмы-биографии, вам будет скучно.
«Дж. Эдгар» выполнен в жанре «стариковского брюзжания», отчего многие уже через полчаса начнут клевать носом, мысленно при этом поддакивая американской периодике, разнесшей биопик Клинта Иствуда в пух и прах.
В итоге запоминается в первую очередь старательное, под оскаровскую номинацию, лицедейство ДиКаприо сквозь чудовищный старческий грим. Словом, попытка похвальная, но это не отменяет того, что даже статья о Дж. Эдгаре Гувере в «Википедии», кажется, сообщает о бывшем главе ФБР больше, чем удается Клинту Иствуду за два с лишним часа.