Как и все остальные работы Шьяманала, фильм «Дьявол» — вовсе не триллер. Скорее притча. Страшно, конечно, будет. Но по-хичкоковски. В темноте, в тенях, за кадром — классика саспенса. Сотканная не то чтобы блестяще, но достаточно крепко. Без лишнего пафоса и переигрывания. К месту и обстоятельствам. Потому что фильм-то не про оторванные головы и вырванные органы. Фильм про другое. Вот не стоит бояться. Ведь если есть дьявол, то где-то рядом есть Бог. И он тоже не случайно выбирает зрителей.
Последние фильмы Шьямалана-режиссера вызывали у публики в лучшем случае неловкость. «Дьявол», где он только автор идеи и продюсер, получился крепким, хоть и не блестящим мистическим триллером. Это первая часть «Хроник Найта», или «Ночных хроник», – серии новелл по сюжетам Шьямалана. И если Люк Бессон мгновенно спустился на скоростном лифте от режиссуры к продюсированию шумных бессмыслиц, то М. Найт Шьямалан, похоже, может на том же лифте подняться.
Шьямалан в малых дозах, разбавленный вменяемым сценаристом и ухватистым режиссером, оказался ровно тем, что доктор прописал, по крайней мере, для формата жанрового кино, не хватающего звезд с неба. Смешно, что «Дьявол» при этом — довольно симптоматичная для Шьямалана работа. Такой краткий, за час двадцать курс по тому, за что им можно засматриваться, а за что не выносить на дух. В «Дьяволе» есть и то, и другое — и, к счастью для всех нас, первое всё-таки побеждает второе, пускай и по очкам.
Конечно, Нельсону–Шьямалану подчас изменяет чувство меры – и тогда они пускаются в весьма комичные рассуждения о том, что присутствие дьявола заставляет падающих детей ударяться о край стола, а бутерброды – шлепаться на пол верхним, наиболее ценным и лакомым, слоем. И все же авторам удается создать вполне проникновенную и занимательную притчу о покаянии и искуплении, сдобренную толикой юмора («Езжай, к черту, на лифте»: запятые логично убрать; «Что с лифтовой компанией? – Они прогорели. – Не удивительно») и отнюдь не лишенную понимания того, какова действительная цель нашего хвостатого адского друга и, самое главное, как ему можно противостоять: без Шварценеггера, базуки и магических трюков.
Вот я не думаю, что ставший уже классическим сюжет «Десяти негритят» может оказаться столь же захватывающим для случая с таким сильным фигурантом дела, как Дьявол. В отличие от идеи Агаты Кристи, где все в итоге оказалось хотя бы логичным, новая идея небезызвестного М. Найта Шьямалана логикой не блещет (идея приписывается ему) — такому сильному вершителю судеб, как Дьявол, нет нужды собирать пятерых не шибко-то мегазлодеев в каком-то несчастном лифте только для того, чтобы тупо помаяться дурью. Возможно, у Дьявола вдруг возникли проблемы с многозадачностью, но мне больше верится, что проблемы возникли в головах сценаристов, поскольку сценарий хромает на обе ноги. Самая главная «нога» в этом плане — смысл! Предсмертная нотация была прочитана только одной жертве. Остальные так и не поняли, что это было. Ну и толку-то! Странный какой-то дьявол, шьямалановский. В общем, этот детективный триллер определенно достоин просмотра, но до шедевра шоковой терапии явно недотягивает.
Самая распространенная, пусть не до конца справедливая, претензия к Шьямалану, что его фильмы — на самом деле не фильмы, а зазнавшиеся эпизоды какой-нибудь «Сумеречной зоны». И «Дьявол» — как раз та самая «Зона», но без зазнайства и мессианских поз, зато со всем тем, что Шьямалан умеет делать лучше всех. А умеет он по большому счету две вещи — удивлять и пугать, причем и то и другое более-менее на ровном месте. Для этого ему не нужны ни звезды, ни большие бюджеты, ни даже хваленые неожиданности в сценарии.
Заключительный твист, которого здесь по привычке ждешь как манну небесную, разочаровывает не столь сильно, впрочем, реализация самого сюжета на этот раз действительно подкачала. Как бы мы все не относились к тому, что любимый многими режиссер Шьямалан немножко выжил из своего мудрого мессианского ума, с точки зрения банальной кинематографической техничности он, безусловно, всегда был очень талантлив (пожалуй, у нас аналогичная ситуация произошла с Никитой Сергеевичем Михалковым). Что не скажешь об Джоне Эрике Даудле, который более-менее справляется с типичными жанровыми примочками, однако пока еще не совсем понимает фундаментальных основ построения подобных лент.
«Дьявол» снят руками людей, в чьих навыках повода сомневаться пока не было: сценарий написал соавтор Дэвида Слэйда по «Леденцу» и «30 дням ночи», за режиссуру отвечают братья Даудлы, отметившиеся зомби-хоррором «Карантин». Но маленькая строчка «Придумано М. Найтом Шьямаланом» в корне меняет дело. Когда-то славный своими сюжетными твистами, а теперь подзадолбавший зрителей достаточно пафосной, но недостаточно глубокой религиозностью, Шьямалан мощно грузит зрителя арифметикой преступлений и наказаний, но совершенно забывает о саспенсе.
На бумаге все это выглядит и «звучит» интригующе, но на деле все оказалось намного прозаичнее. Найт Шьямалан, с его же слов, вдохновлялся романом «Десять негритят» Агаты Кристи. Весьма вероятно, но на выходе получаем Агату Кристи «для бедных». Для начала мы имеем негритят в количестве всего лишь пяти штук, среди которых один является не судьей, как в английском романе, но дьяволом, который тоже по-своему наказывает нечистых совестью людишек. У «Дьявола» более чем скромный по меркам Голливуда бюджет в 10 млн долларов, поэтому никаких выдающихся спецэффектов ждать не стоит. Более того, все аномальные происшествия случаются исключительно при выключенном свете, что само по себе не заслуживает осуждения – во многих триллерах и ужастиках определенные сцены и моменты были построены чисто на звуковых эффектах, но в «Дьяволе» это не работает. Итак, у нас совершенно вторичная поделка-штамповка. Имя Шьямалана становится нарицательным. Используйте полтора часа с большей пользой – позвоните родителям.