В фильме Диктатор главный герой идёт на всё и рискует жизнью, лишь бы только не допустить в свою страну демократический режим. Фирменная вульгарная пародия от Саши Барона Коэна высмеивает классические политические клише, сложившиеся в современном обществе.
Как вы все, еще не познавшие радости быть угнетенным Мировым Вождем и Предводителем XX, XXI и прочих веков, знаете, во всем мире на экраны вышел Величайший Фильм из когда-либо снятых, о поездке Прославленного Полководца Адмирала Генерала Аладина в Загнивающие Империалистические Штаты Америки и его последующей Умопомрачительно Великолепной Победе над Капиталистическими Силами Зла.
Таким зарядом неполиткорректности хочется поделиться со всеми, однако процитировать здесь хотя бы парочку гэгов было бы даже не спойлером, а самым натуральным свинством. Поэтому скажем лишь, что отыскать в «Диктаторе» что-то родное и близкое российскому зрителю будет куда проще, чем в тех же «Борате» или «Бруно».
"Диктатор" – это палка о двух концах. С одной стороны, решив сделать фильм более понятным для широкого круга зрителей, Коэн добился всеобщего внимания. А это не только популярность, но и деньги, которые, как известно, нужны всем. С другой – это уже не тот Коэн, что был раньше. Нет чего-то действительно неожиданного, и каждое следующее движение Аладина хоть и смешно, но предельно предсказуемо.
Но все испытания выдержит диктатура, если она сама себе угодна и смехом здоровым проникнута, — и двойника собственного козлолюбом окрестит, ничуть не стесняясь, и беженцам политическим мотивацию найдет на родине (зарплату повысит, позволит парк открыть или там оружие массового поражения оформить по хипстерской моде), с кино в стране беда будет — так хоть за сценарии комедий сам возьмется, а не на бездарей полубогемных свалит.
Фильм — великолепная сатира на США в его современном виде. Актеры, готовые за тысячу-другую переспать хоть с кем на свете, политики, подменяющие заботой о демократическом выборе граждан стремления к распилу национальных богатств стран третьего мира — весь паноптикум в одном месте. Юмор очень жесткий, но в тоже время смешной. Смешнее, чем в предыдущих фильмах Саши Барона Коэна.
Невероятно пестрый юмор в сценарии фильма «Диктатор» содержит широкий набор шуток от остроумных, искрометных и фееричных до пошлых, вульгарных и не всегда уместных. Ни разу не засмеяться взрослому зрителю целевой аудитории тут практически невозможно, а любители откровенных пародий на грани и за гранью и вовсе смогут спокойно вздохнуть только к концу второго часа, когда после нарезки смешных дублей титры все же отправятся на черный экран, после чего отдельные реплики героев вполне могут быть разобраны на цитаты.
«Диктатор» довольно ладно устроен – от скетчей, в которых Коэн доводит до привычного своего гротеска образы эпатажных правителей типа Муаммара Каддафи, фильм быстро перескакивает к чистосердечному роману воспитания героя, внезапно оказавшегося в совершенно непривычном ему мире, к реалиями которого он совершенно не приспособлен.
Чтобы обидеться на «Диктатора», необязательно быть выходцем из Ближнего Востока или приверженцем американской демократии. На орехи тут достается голливудским звездам, инвалидам, феминисткам, гомосексуалистам, сотрудникам больших всемирных корпораций, черным, евреям, черным евреям, короче говоря, всем. Не попав ни под одну из перечисленных групп, не обольщайтесь.
Впрочем, от своих старых личин Коэн, кажется, отказался, придумал генерал-адмирала Аладдина и соорудил «Диктатора» — не мокьюментари, но более традиционную комедию. Весьма смешную и злободневную.
Понятно, что в самом Алладине легко угадывается и Каддафи и Ахмадинежад и кое-кто из лидеров постсоветского пространства, но и либеральные силы хороши: суть борьбы за демократию в Вадии сводится к тому, чтобы за хорошие комиссионные обеспечить иностранцам доступ к нефтяным залежам. Коэн пройдется по всем: достанется западу и востоку, феминисткам и исламистам, бомжам и корпорации Apple.
Конечно, с точки зрения "сохранения лица" надо было возмущенно написать, что мне никогда в жизни не может понравиться эта коэновская пошлятина, но я, как простой деревенский паренек, врать не люблю и не умею. Показалось забавно - ну и на черта я это буду скрывать?
Аладин, безусловно, симпатичен. С бомбой у него не ладится. Директора ядерной программы пришлось казнить: тот свихнулся на идее круглой ракеты, а Аладин хотел нормальную, заостренную. Впрочем, с казнями тоже не очень. Штатный палач Аладина был оппозиционером, и все "казненные" им "диссиденты" — опальные приспешники — борются с тиранией в нью-йоркском ресторанчике "Смерть Аладину". Прочие его тиранства — причуды большого ребенка, одинокого и сексуально невоспитанного.
Это может показаться странным, но «Диктатор» — даже не оммаж «Великому диктатору» Чарли Чаплина, а разговорная комедия положений, где все на месте. Вот — романтическая линия (Аладин влюбляется в девушку с небритыми подмышками, когда та называет полицейских фашистами), вот — коллизия из условного политического триллера (Аладина подставляет коварный брат ради выгодной торговли нефтью), вот переодевания, переживания, столкновение культур и исследование чужих нравов.
Когда-то съемки фильмов с Бароном Коэном прерывала вызываемая фрустрированными обывателями полиция, но времена пощечин общественному вкусу для бывшего Бората остались позади. В роли Аладина — уже не Борат, а герой второго плана из "Суини Тодда" и "Хранителя времени", популярный актер, о котором неумелые биографы пишут, что любое его появление на экране вызывает у зрителя улыбку. И он это сам понимает и ничего не может с этим сделать, и в итоге получается просто комедия — смешная, добродушная, хорошая, с обязательными, чтобы зритель ничего не пропустил, пустотами после каждой шутки.
Диктаторы — это драма и трагедия, в отличие от завзятых рэперов, наивных казахов или манерных гомосексуальных самцов. Чистопоржать — да, сказать что-то новое, раскрыть всем глаза? Нет. Во всяком случае, если отбросить всякое «бы» и рассматривать исключительно предложенный зрителю продукт. Хотя, повторюсь, местами очень смешно, и вполне в рамках традиционного коэновского дискурса. Недаром в вадийском языке слова «положительный» и «отрицательный» звучат одинаково — «аладин».
Режиссурой здесь и не пахнет, все держится на «юморе» комика всея мира Саши Коэна, ну а если шутки не прокатывают, то картина просто рушится на глазах у изумлённой публики. Если не до конца опускать «Диктатора», то можно отметить качество картинки - это уже заслуга оператора Лоуренса Шера и работу художников.
«Диктатор» ожидаемо неудобный, откровенный и стрательно переходит все мыслимые и немыслимые грани морали и привычных норм в социуме. Но разве не этого мы хотим от проектов Саши Барона Коэна? Разве желаем мы видеть в его фильмах кинематографичность и вдумчивый подход?
Режиссура нулевая, а сценарий не прошел бы первого тура деревенского КВНа. Единственное, что в этом фильме не раздражает, это костюмы и качество картинки. И все благодаря тому, что здорово поработали художники, а в качестве оператора был приглашен Лоуренс Шер. Самое невероятное, что на это, так сказать, кино было потрачено 65 миллионов долларов. Очень трудно понять на что. К примеру, фильм «Смертельная гонка» с огромным количеством трюков, взрывов и спецэффектов обошелся создателям в 45 миллионов.