В фильме Девушка с татуировкой дракона 40 лет назад в семье Вангеров пропала девушка по имени Гарриет. Тело так не было найдено, но её дядя убеждён, что племянница была убита, и убийц кто-то из семьи Вагнеров. Наконец в наши дни он решает нанять талантливого журналиста Микаэля Бломквиста и хакершу с татуировкой Лисбет Саландер для расследования. Вскоре Микаэлю и Лисбет открывается страшное прошлое семьи Вангеров...
Автор экранизации Нильс Арден Оплев все делает по правилам: не позволяет себе практически никаких отступлений от сюжета и раскатывает роман в исключительно гладкую киноленту, отвечающую самым высоким профессиональным стандартам европейского телевидения. Когда в финале объявятся маньяки — это будет предсказуемо даже для зрителей, не читавших Ларссона: просто "Девушка..." с самого начала сделана слегка под фильм "Семь" Дэвида Финчера, давно ставшего учебником для постановщиков картин о маньяках.
Cпасибо режиссеру: он мудро, но аккуратно отсек пространные авторские суждения о шведской экономике и политике, акцентировав внимание зрителя на типичных жанровых уловках. Здесь их действительно воз и маленькая тележка: за одним убийством кроются предыдущие, чуть ли не в каждом из них завуалирована библейская аллюзия, еще здесь где-то неподалеку торчат подозрительные головы престарелых нацистов-капиталистов, с которыми при жизни боролся и сам Стиг Ларссон, будучи главным редактором антифашистского журнала Expo. Конечно, многие после просмотра впадут в некоторое недоумение: ну детектив и детектив, снят толковым скандинавским ремесленником, но, как и роман, построен сплошь на заурядных клише и культурных заимствованиях. И все так, если бы не та самая девушка с татуировкой дракона. Собственно, лицо маньяка вы забудете сразу же, как закончите смотреть данное кино, зато войну полов, которую на этот раз выиграет хрупкая девица, угрожающе помахивающая фалоимитатором в сторону обидчика, наверняка запомните очень надолго.
В экранизации первого тома трилогии-бестселлера «Миллениум», написанной шведским журналистом-антифа Стигом Ларссоном, есть все, что мы так любим в еврокрайме, — секс, насилие, детские травмы, холодная, как айсберг, предельно искусственная картинка и диковатый сюжет, включающий в себя все прелести европейской жизни. Режиссер Оплев прилежно переносит на экран специфический мир романа и немного неловко обращается с персонажами.
Авторская позиция выглядит предельно ангажированной, довольно занудной и порой, мягко говоря, наивной, но в этом индивидуальном крестовом походе есть, безусловно, и что-то заразительное — иначе сногсшибательный успех Ларссона просто не объяснить. Очевидный просчет скандинавской версии — кастинг: главный герой похож на доброго следователя из какого-нибудь российского телесериала, а героиня, наоборот, фактурна сверх всякой меры; Лисбет Саландер и должна, вероятно, напоминать злобного грызуна, но одна-две человеческие черточки ей все же не помешали б.
Проблема не в том, что фильм Оплева — плохой. Он, а это гораздо страшнее, никакой. Сфотографированный сценарий. Телефильм, притворившийся полноценным фильмом. Межеумочный формат. Это даже не фильм, а что-то вроде отчета, который мог бы написать Блумквист. Такого-то числа нанят на работу крупным промышленником Хенриком Вангером, чтобы расследовать сорокалетней давности исчезновение его любимой племянницы. Такого-то числа ознакомился с кругом подозреваемых. Такого-то — привлек в помощницы Саландер. Ну и так далее. Что же, Оплеву было просто некогда: он честно и без всякой фантазии укладывал в два с половиной часа экранного времени семь сотен страниц Ларссона, а книга никак не укладывалась, да так и не уложилась.