В фильме Четыре Рождества двое влюбленных, пытаються улететь от семьи на Рождества так, как они делают каждый год. Но их планы идут насмарку, когда неожиданно отменяются все авиарейсы. Теперь им придется посетить целых четыре дома, по одному на каждого родителя, которые все разведены, чтобы отметить праздник там. Но быстро отделаться не удасться, ведь там куча очень странных родственников и много-много воспоминаний.
Что же в остатке? За неимением лучшего в выбранной категории, можно сказать, что фильм неплох. Кого-то он заставит задуматься, кого-то просто повеселит, основная масса зрителей просидит весь сеанс с улыбкой, а, выйдя из зала, забудет весь фильм от и до.
Сравнение фильма Сета Гордона с одним из последних «достижений» нашего комедийного цеха, которое тем более оправдано, что «Тариф Новогодний» также завязан на тематику светлых зимних праздников и тоже не чужд романтике, приводит к неутешительным выводам. Российские режиссёры, не желающие извлекать на свет Божий богатые отечественные смеховые традиции, в том числе – сугубо кинематографические, в то же время расписываются в абсолютной несостоятельности, пытаясь адаптировать чужой опыт к родным реалиям. А вот американцы по-прежнему не обнаруживают ничего, даже отдалённо напоминающего комплекс неполноценности, пересказывая на все лады – но непременно в своём духе – старую как мир историю непростых взаимоотношений милых, которые, как известно, только тешатся, бранясь, и их знакомств с собственными родителями.
Фильм практически лишен пошлости и даже несет в себе некие идеи. Например: о проблемах нужно говорить вслух. Или: семья – это очень важно. Пресновато, но очень доступно, все скрытые сообщения находят в смотрящем своего адресата. Однако от рождественской комедии ждешь скорее счастливых улыбок, в которых летят снежки, или приключений с подарками под рождественской елкой. Потому наблюдать довольно сдержанную, слегка ироничную историю об отношениях становится не так интересно.
Забудьте про планы на долгожительство — нормально размять хохотательные мышцы живота и лица не получится — нет на то особых причин. Если вдруг на ваших губах расцветет улыбка, то осторожно ощупайте и убедитесь — она, случаем, не недоумевающая? Потому что именно такая, как правило, лучше всего подходит к ситуации. И без того не шибко комедийный сюжет, представьте себе, вдруг становится драматическим. И, разумеется, никто не потрудился заранее поинтересоваться у почтенной публики — а достаточно ли она сопереживает Бреду-Орландо и Кейт, чтобы окончательно не разочароваться в картине? Очень зря, потому что плевать мы на ниx хотели вместе со всей сомнительной житейской мудростью.
Оказывается, что смеяться здесь нужно совсем не там, где Винс Вон падает с крыши, цепляясь за спутниковую антенну. Нежданное хихиканье начинает пробиваться когда история превращается в приключения двух самодовольных буржуев, осознающих, что нет более конформистской штуки, чем их нонконформизм. Не потому, что секс в туалете это плохо, а семья и дети — хорошо. Просто у приятной безответственности есть побочные эффекты. Например, выясняется, что ты ни к чему не имеешь отношения. Кажется, испугавшись серьезности собственных намерений, режиссер Сет Гордон, снявший до этого нахватавшую призов документалку о турнире фанатов видеоигр, да и вся прочая компания, лоботомировали фильм до последней скотской степени. Но оставшегося, в принципе, хватает чтобы уйти умиротворенным.
За исключением пары моментов наблюдать за Воном и Уизерспун не столько весело, сколько удивительно: во-первых, слишком бросается в глаза разница габаритов, а во-вторых, оба с годами превратились в людей столь патологически несмешных, что неясно, как их вообще зовут в комедии. Великие старики, играющие родителей — а также модный режиссер Фавро в роли брата-идиота, — явно не стали вчитываться в свои страницы сценария, тем более реплики каждого могли уместиться на обратной стороне чека. Лишний аргумент против Рождества: через год под елкой неизбежно обнаружится что-то столь же бесполезное.
Заявленное как комедия кино абсолютно не смешно. Вот совершенно не вызывает ни умиления, ни хохота дважды повторяющаяся сцена с младенцами, обильно отрыгивающими на Кейт, или падение Бреда с отцовской крыши, влекущее за собой разгром в доме. Глупый юмор и банальные нравоучения — это слишком мало даже для такой непритязательной вещи, как комедия на Рождество. Набрав в картину четырех великих актеров прошлого, получивших в свое время бронзовую статуэтку по заслугам и позвав на главные роли пару, смотрящуюся в одном кадре как минимум забавно, создатели не смогли или не захотели привнести в заведомо простенькую историю хоть что-то, могущее сделать ее увлекательной и праздничной.
Когда картина называется «Четыре Рождества», имеешь право надеяться, что в ней будет всё, чего ждёшь, да ещё в четырехкратном размере. Но вдруг оказалось, что-то неладно в голливудском королевстве — фабрика рождественских грёз, видать, из-за кризиса, забуксовала, всех сценаристов-сказочников сократили, а те, кто остался, не верят в Санту, не любят сказки и не умеют ни смешить, ни смеяться. А ещё кажется, что фильм сделан какими-то волонтёрами из социальной службы, которые с заботливым безразличием доносят до зрителей незамысловатые истины из серии «позвоните родителям». И пусть бы это делалось смешно и с выдумкой, с гэгами, в конце концов, так нет же: перед нами комедия, где не то что зрителям, героям не весело, читай «скучно», а самое рождественское, что есть — это финальные титры с ёлочными игрушками и прочими праздничными мелочами.
Наблюдать за идиотскими злоключениями этих персонажей не то чтобы совсем не смешно, скорее — просто неловко. Качество постановки и намеренно заниженная планка юмора для фильмов такого рода простительна. Однако когда ловишь себя на мысли, что даже российский ситком «Счастливы вместе» сделан тоньше, интеллигентнее и просто-напросто смешнее, начинаешь невольно недоумевать.