Фильм Боец расскажет нам историю боксёра Микки "Ирландца" Уорда. После ряда поражений и неудач благодаря помощи сводного брата Дикки, любви девушки Шарлин, заботы матери и воле к победе он сумел вернуться на ринг и стать чемпионом.
«Боец» - то самое кино, которого нам так не хватало в последнее время. И дело не только в боксерской тематике, которую редко раскрывают настолько хорошо, а в невероятной атмосфере, которая позволила почувствовать себя частью происходящего. В картине нет ничего экстраординарного или сверхъестественного, что заставляет в большей мере проникнуться уважением к режиссеру. Ведь ему удалось превратить историю жизни Микки Уорда в нечто большее – фильм с глубоким смыслом и мощнейшим эмоциональным посылом. А это многого стоит.
Несмотря на кажущийся трагизм ситуации, наблюдать за всем этим очень смешно. К персонажам своей ленты Дэвид О. Рассел относится не то чтобы с пренебрежением, однако, почему-то практически каждого из них воспринимаешь в качестве наисмешнейшей карикатуры на традиционные образы из боксерских драм. По-своему забавен и сам Микки Уорд. Он представлен здесь не столько туповатым бойцом, сколько умильным тридцатилетним ребенком, каждый раз пожимающим плечиками и сильно недоумевающим по поводу того, что есть проблемы, которые нельзя решить хуком справа. Необычайно хорошо вышел и образ его брата, плотно сидящего на крэке: в своем отчаянном переигрывании Кристиан Бэйл временами устраивает на экране такой «реквием по мечте», что невольно понимаешь, по какой причине Аронофски был изначально заинтересован в «Бойце».
«Боец» Дэвида О'Расселла выглядит скромнее фаворитов «Оскара». Но фильм так ловко ускользает от стандартов спортивной драмы, что по качеству режиссуры бьет всех конкурентов. Тут напрашивается мелодрама о трудном пути к осознанию семейных ценностей — от истерик и взаимных обид до примирений со слезами на глазах. Сюжетно все примерно так и есть, но это не мешает «Бойцу» быть не просто хорошим, а очень хорошим фильмом. Он, несомненно, про терпенье, труд, мужество и взаимопонимание, но с легкой поправкой, что весь этот набор добродетелей достается идиотам, а спортивная мелодрама оборачивается язвительным физиологическим очерком из жизни white trash, «белого мусора» провинциальной Америки. Но главное тут баланс. Дэвид О'Расселл идеально уравновешивает язвительность сочувствием, мелодраму — социальной сатирой. Играет по правилам спортивного кино и одновременно издевается над ними. В итоге «Боец» — очень тонкая работа в грубом жанре. Там все, как надо, как принято — и в то же время совершенно наоборот. Кажется, так не бывает, но вот же — бывает.
Переносить на экран судьбинушку Микки Уорда, лишь на закате карьеры пробившегося в боксерский фольклор тремя кровавыми триллерами с Артуро Гатти, должен был Даррен Аронофски, и, наверное, к лучшему, что не сложилось. Вместо Аронофски «Боец» достался Дэвиду О. Расселлу — режиссеру с идиосинкразией куда более сильной: работая в народных жанрах, любой из них он превращает в поэму о невыносимости человечества. То же и здесь: формально соблюдая классическую структуру спортивной драмы, Расселл вывернул жанр наизнанку — снял кино, временами больше напоминающее Линча или Уотерса, чем «Рокки».
Реальная история Мики Уорда, превращенная в основательный голливудский сценарий, который годами ходил по рукам, довольно неожиданно заинтересовала Дэвида О.Расселла — одного из самых оригинальных режиссеров 90-х, в нулевые снявшего всего один фильм, «Взломщики сердец». И специальное удовольствие — наблюдать, как этот сценарий мутирует, искажается, пройдя через расселловскую оптику, не меняясь, вполне возможно, ни одним словом. Это энергичное, жизнерадостное и исключительно смешное кино про Ивана-дурака, которого Американская Мечта, ткнув наугад в бескрайнюю карту США, выбрала своим протеже. Чем более прямолинейной, ближе к концу, становится история, тем ироничнее, чуднее и абсурднее выглядит фильм. А ведь если есть что-то более чудное и абсурдное, чем американская мечта, то разве что профессиональный бокс.
Так уж сложилось, что бокс - идеальная тема для историй в духе «пацан к успеху шёл». Видимо, в силу наглядности метафоры - вот человека лупцуют-лупцуют почем зря на ринге, а потом он раз, собирается с силами и вламывает в ответ; мол, и в жизни так же. «Боец» Дэвида О. Расселла, один из фаворитов нынешней «Оскар»овской гонки, вроде бы про всё то же самое - но при этом интереснее, глубже и смешнее во много раз, чем бывало до этого. Расселл немедленно немножко смещает фокус - и «Боец», формально следуя всеми остановками духоподъемной спортивной драмы (монтаж тренировок под правильную песню, триумфальный финальный бой), оказывается практически блистательным фильмом совсем про другое.
Бейл создаёт гипнотический по силе образ, что позволяет "Бойцу" протекать уже в сферах какой-то высшей правды и, в конце концов, оставлять надежду на счастье и веру в мечту, пусть даже и американскую. И какая уже разница, что весь фильм сделан с иронической улыбкой на лице и фигой в кармане. Что Рассел взялся за этот проект, только для того чтобы радостно препарировать уже сотню раз заезженный жанр, вытащить из него всё, что вложили до него, и начинить каким-нибудь земляничным конфитюром и присыпать конфетти. Каждый раз доводя до абсурда любую из возможных коллизий, он переворачивает всё с ног на голову, впрыскивая элементы комедии. Но во всех этих издёвках и дезориентации зрителя он переигрывает самого себя и в итоге выдаёт стопроцентно оскаровский фильм, с чем его и можно поздравить. Он к этому всё-таки долго шел, сам того не ведая.
Это чуть ли не лучшая спортивная драма за последние несколько лет. Пускай фильм немного предсказуем (хотя это, наверное, беда всех лент, основанных на реальных событиях), персонажи и актерская игра искупают все. Так что любителям трогательных драм должно понравиться, а уж любителям спорта будет приятно посмотреть еще и на шикарно поставленные боксерские поединки.
Тема бокса изначально ставит «Бойца» в длинную вереницу спортивных фильмов, начатой еще задолго до триумфального появления «Рокки». Но в этой картине нет ни надрыва и трагедии оскароносной «Малышки на миллион» Клинта Иствуда, ни монументальности персоны «Али» Майкла Манна, ни скрупулезности восхождения на спортивный Олимп самого «Рокки». Сама жизнь Микки Уорда по идее была незатейливой, и ее нехитрая драматургия подсказала создателям ленты идеальный рецепт воплощения на экран судьбы парня из небольшого рабочего городка. И это подкупает. Своей честностью, непретенциозностью. «Боец» - это спортивное кино, выходящее далеко за канаты боксерского ринга, и гарантированно не даст вам заснуть в зале, как его героям на «Прекрасной эпохе», тоже, кстати, получившей Оскар в далеком 1993 году. Так что и боксеры, и Оскары бывают разные. Продержитесь первый раунд, и сами все поймете.
В байопике по биографии взаправдашнего "рокки" Марк Уолберг выполняет стандартную боксерскую программу и прячется в тени Кристиана Бэйла — похудевшего до неузнаваемости, но все равно грандиозного. Старший брат Дики Эклунд, фанатически преданный боксу, семье и наркотикам. Его сыграл похудевший почти до неузнаваемости Кристиан Бэйл. И прежде всего ради него, а не одномерного в данном случае Уолберга, кино и стоит смотреть. Одержимость, эксцентрика, сентиментальность, мачизм, беспомощность, обаяние — эмоциональный диапазон Бейла в этом фильме не имеет ограничений. Небольшое усилие со стороны режиссера, и история Эклунда, который в фильме проходит и наркоманию, и тюрьму, и ломку, и перерождение, перевесила бы предсказуемый боксерский путь Уорда.
Настойчивость Марка Уолберга, решившего, взяв на себя продюсерские функции, непременно реализовать проект, поборов скептическое (мягко сказано!) отношение со стороны руководства ведущих студий и стоически преодолев многочисленные производственные трудности, безусловно, заслуживает высоких похвал. Но… Как всё-таки мучительно даются одарённому философствующему сатирику усилия по драматической интерпретации невымышленных событий!
Конечно, фильм в целом страдает главным недостатком всех спортивных драм — излишне серьезным отношением к теме. Оно конечно, «о спорт, ты — мир» и всё такое... Но неужели набить кому-то морду под выстрелы фотовспышек и торжествовать с кровавой улыбкой на бледном лице — это высшая цель? К счастью, потрясающий состав актеров в поддерживающих ролях с успехом справился с миссией снижения пафоса.
Историю чемпиона мира по боксу и его долбанутой семейки сценаристы, конечно, поправили в угоду всяким драматургическим канонам, по которым каждый год в Штатах снимают жизнеутверждающие фильм про безруких серфингисток и прочих случайных миллионеров. Но у Рассела, по всей видимости, не было никакого желания снимать ни драму спортивную, ни рыдательную. Фильмы про мокрые штаны пускай делают другие. Рассел лучше покопается в персонажах. Но ничего нового Рассел не открывает — тему мусолили не раз до него. И вот это пристальное внимание к характерам пополам со сдержанной подачей приводит к тому, что кино — если не полностью, то почти — является актёрским.
Дэвид Расселл ступил на очень скользкую дорожку, на которой он, собственно, весь фильм благополучно поскальзывается, перегружая действие энергичными семейными истериками и периодически подзабывая, о ком, о чем и ради чего данная история фиксируется на пленку. Впрочем, съемочная группа HBO способна послужить прекрасным символом происходящего: все были уверены, что снимается кино о человеке, достойно противостоявшем Шугару Рэю Леонарду, а оказалось, что – научпоп о вреде курения крэка…